NASA запустило программу привлечения коммерческих компаний в лунную программу, она получила обозначение CLPS (Commercial Lunar Payload Services). Девять предварительно отобранных компаний и партнерств из нескольких фирм, от тяжеловесов космической индустрии до стартапов, получили право претендовать на контракты по доставке грузов на лунную поверхность. Общая стоимость новой программы, рассчитанной на 10 лет, не может превысить 2,6 миллиарда долларов, говорится в сообщении на сайте агентства.
Как заявил глава агентства Джеймс Брайденстайн, задача программы — способствовать развитию лунных посадочных аппаратов и в целом коммерческих сервисов по лунной доставке. Предполагается, что на Луну отправятся в первую очередь научные приборы, начиная с массы в 10 килограммов. В дальнейшем NASA рассчитывает переложить на плечи частников доставку грузов массой до нескольких тонн. Как ожидается, первый груз может отправиться на Луну уже в следующем, 2019 году.
В список компаний, отобранных для участия в первой фазе проекта, вошли девять компаний, в том числе несколько участников конкурса Google Lunar X Prize, который был свернут ранее в этом году из-за отсутствия претендентов на победу. В этом списке:
Это не первая попытка NASA привлечь частников к решению задач в космосе. В 2010 году агентство запустило программу по стимулированию разработки частных пилотируемых и грузовых космических кораблей, которые могли бы доставлять американских астронавтов и грузы на Международную космическую станцию вместо приближавшихся к последним полетам американских Space Shuttle и российских кораблей «Союз». Сейчас к МКС успешно летают два частных космических грузовика —
компании SpaceX и
(Orbital ATK), идет подготовка к полетам пилотируемых кораблей, которые создают SpaceX (
) и Boeing (
).
Сергей Кузнецов