Космический челнок Dream Chaser, который американская компания Sierra Nevada создает в рамках контракта с NASA по доставке грузов на МКС, совершил свободный полет в атмосфере и первую успешную посадку, сообщается в твиттере компании. Подобные испытания в октябре 2013 года закончились аварией при посадке из-за того, что у космоплана не выпустилась левая стойка шасси.
Мини-шаттл Dream Chaser разрабатывался на базе проекта корабля NASA HL-20 (конструкция которого восходит к советскому БОР-4). Sierra Nevada Corp (SNC) первоначально конкурировала с Boeing и SpaceX за контракты NASA по разработке пилотируемых кораблей для доставки экипажей на Международную космическую станцию, но не прошла в финал конкурса, оставшись с невостребованным кораблем на руках. Однако инженеры компании смогли переработать проект, и в январе 2016 года SNC выиграла контракт NASA на доставку грузов на МКС. Общая масса корабля — около 20 тонн, он сможет доставлять на станцию около 5,5 тонн груза.
В отличие от «больших» шаттлов, при запуске Dream Chaser будет устанавливаться не сбоку, а сверху ракеты-носителя (которой будет Atlas V). Это исключает риск повреждения корабля элементами конструкции носителя, из-за чего, например, произошла катастрофа шаттла «Колумбия» и погибли семь астронавтов.
Первые летные испытания корабля Dream Chaser прошли 26 октября 2013 года. Его подняли в воздух с помощью грузового вертолета, затем отпустили, после чего шаттл спланировал к взлетно-посадочной полосе и совершил посадку. Однако при посадке не выпустилась левая основная стойка шасси и корабль был поврежден. Испытания возобновились в сентябре 2017 года: Dream Chaser вновь подняли в воздух вертолетом и проверили, как он ведет себя в воздухе, но на «свободу» не отпускали.
В субботу корабль подняли на 60-метровом тросе на высоту около трех тысяч метров, а затем отпустили, после чего он совершил свободный полет под управлением бортового компьютера и успешную посадку на взлетно-посадочной полосе авиабазы «Эдвардс». Компания пока не сообщает других подробностей об испытаниях.
Первый орбитальный полет мини-шаттла планируется на 2020 год. Тем временем, к МКС уже успешно летают два других частных космических грузовика — Dragon компании SpaceX и Cygnus (Orbital ATK).
Сергей Кузнецов
Starship стал еще выше за счет промежуточного отсека для «горячей» расстыковки
5 сентября на космодроме Starbase в Техасе SpaceX произвела установку прототипа корабля Starship S25 на вершину ускорителя Super Heavy B9, сообщается в твиттере компании. Оба прототипа будут участвовать во втором испытательном полете ракеты Starship, который, как ожидается, состоится в ближайшее время. По словам Илона Маска, сейчас компания ожидает разрешения на запуск от Федерального управления гражданской авиации США. После первого запуска 120-метровой ракеты Starship, который состоялся в апреле этого года и закончился взрывом (читайте об этом в нашем материале «Она рванула»), компания провела серьезную модернизацию стартовой инфраструктуры. Чтобы избежать разброса камней и образования под стартовым столом огромного кратера от работающих двигателей первой ступени, как это произошло при первом запуске, под ним установили стальную пластину со множеством отверстий, через которые распыляется большой объем воды. Работа системы напоминает направленный вверх и в стороны гигантский душ. Ракета также претерпела модернизацию — в конструкцию ускорителя Super Heavy B9 внесено более тысячи изменений в сравнении с предшественником B7. Самым существенным изменением стал установленный на вершине ускорителя промежуточный отсек для расстыковки ступеней по «горячей» схеме, которая предполагает запуск двигателей второй ступени в момент, когда она еще не отделилась от первой. Внутри отсека находится тепловой экран, который вместе с перфорированными боковыми стенками призван защитить ускоритель, отводя раскаленные газы наружу. 5 сентября на космодроме Starbase в Техасе прототип корабля Starship S25 был установлен на вершину уже находящегося на стартовом столе ускорителя Super Heavy B9 с помощью крана, прозванного «Mechazilla». За счет промежуточного отсека, установленного между ускорителем и кораблем, ракета стала выше на пару метров, побив собственный 120-метровый рекорд. По словам Илона Маска, Starship готов к запуску, однако необходимо дождаться разрешения от Федерального управления по гражданской авиации США (FAA). Ранее SpaceX уже получила лицензию на связь со Starship от Федеральной комиссии по связи (FCC), которая будет действовать с 7 сентября 2023 года по 23 февраля 2024 года. Кроме этого были проведены огневые испытания прототипов корабля и ускорителя. Таким образом SpaceX завершила основные этапы подготовки ко второй попытке запуска Starship на орбиту.