Американская компания Sierra Nevada совместно со специалистами из Летно-исследовательского центра NASA имени Армстронга провели первые испытания перспективного опционально пилотируемого орбитального летательного аппарата Dream Chaser. Как сообщает Defense Aerospace, испытания аппарата проводились на подвесе; они стали подготовительными перед первым свободным полетом беспилотника.
Сегодня доставка грузов и экспедиций на Международную космическую станцию осуществляется с помощью грузовых и пилотируемых кораблей на ракетах-носителях. Такая доставка требует длительной подготовки и занимает относительно много времени. Кроме того, стоимость доставки грузов ракетами-носителями высока — от 2,5 до пяти тысяч долларов за килограмм.
Предполагается, что новый орбитальный беспилотник позволит доставлять грузы и экипажи на Международную космическую станцию существенно быстрее и дешевле. Согласно действующему соглашению между NASA и Sierra Nevada, первый космический рейс новый аппарат выполнит в 2019 году. К 2024 году Dream Chaser должен совершить шесть грузовых полетов.
В рамках первого испытания Dream Chaser аппарат закрепили на специальном тросовом подвесе, на котором его подняли в воздух с помощью тяжелого транспортного вертолета Model 234-UT компании Columbia Helicopters, построенного на базе армейского CH-47D Chinook.
Во время полета вертолет набрал высоту и скорость, на которых Dream Chaser в будущем будет отстегиваться от вертолета во время предстоящих испытаний свободным полетом. Точные значения высоты и скорости не уточняются. Целью испытаний была проверка аэродинамических характеристик беспилотника.
В ближайшее время планируется провести вторые подобные испытания, после чего Dream Chaser выполнит первый свободный полет. В первой половине будущего года, как ожидается, будут проводиться проверки беспилотника на авиабазе ВВС США «Эдвардс». Там аппарат пройдет статические и динамические испытания и выполнит пробежки.
После этих проверок беспилотник сбросят с большой высоты, чтобы испытать, может ли он планировать и приземляться в автоматическом режиме. По итогам испытаний специалисты NASA проведут анализ полученных данных и передадут пожелания о доработке Dream Chaser разработчикам.
Орбитальный беспилотник Dream Chaser оснащен складным крылом, которое позволяет выводить его на орбиту в стандартных грузовых контейнерах для ракет-носителей Atlas V и Delta IV, используемых ВВС США. Максимальная взлетная масса Dream Chaser составляет 11,3 тонны. Аппарат имеет в длину девять метров и размах крыла семь метров.
Помимо Sierra Nevada разработкой орбитального беспилотника занимается американский авиастроительный концерн Boeing. Его аппарат получил обозначение X-37B. Он имеет в длину девять метров и размах крыла 4,6 метра. Максимальная взлетная масса X-37B составляет 4,9 тонны. Аппарат рассчитан на полеты на низкой околоземной орбите.
Василий Сычёв
Канадские геохимики проанализировали фрагменты Тагишского метеорита методом атомно-зондовой томографии и выяснили, что частицы магнетита в его составе формировались в щелочной среде. Эти результаты хорошо объясняют преобладание L-форм для некоторых аминокислот, ранее обнаруженных в составе метеорита — переход между D- и L-формами в щелочной среде протекает быстрее, чем в кислой или нейтральной. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Утром 18 января 2000 на лед Тагишского озера на севере Британской Колумбии упал метеорит. Падение видело множество местных жителей, поэтому большую часть обломков собрали в течение нескольких дней. Благодаря такой оперативности (а также крайне удачному месту падения) обломки метеорита дошли до ученых, не успев загрязниться земными примесями — на сегодняшний день Тагишский метеорит считается одним из самых чистых метеоритов.