Почему в конкурсе Google Lunar XPRIZE не оказалось победителя
В последний день марта 2018 года завершится срок, отпущенный участникам конкурса Google Lunar XPRIZE на подготовку запуска к Луне частного лунохода. 23 января, больше чем за два месяца до формального окончания конкурса, организаторы признали: никто из участников к полету не готов. Спонсор конкурса корпорация Google не собирается продлевать срок, но некоторые конкурсанты не намерены отказываться от Луны. Подробнее обо всех этих событиях для читателей N + 1 рассказывает блогер и популяризатор космонавтики Виталий «Зеленый Кот» Егоров.
«Люди стремятся к звездам не для того, чтобы быть бедными. Потому очень важно развивать экономику в космическом пространстве».
Такеши Хакамада, глава iSpace.
Google Lunar XPRIZE — это очередной космический конкурс XPRIZE, который стартовал в 2007 году. За три года до того успешного завершился другой космический конкурс — Ansari XPRIZE. По его условиям, 10 миллионов долларов от спонсора, семьи Ансари, ожидали ту команду, которая сумеет создать пилотируемый аппарат, способный подниматься на высоту 100 километров дважды в неделю. Целью Ansari XPRIZE было развитие индустрии космического суборбитального туризма, а идею организаторы позаимствовали у конкурсов начала XX века, когда ставились первые авиационные рекорды и призовые деньги стимулировали развитие технологий.
В конкурсе Ansari XPRIZE победила компания Mojave Aerospace, разработавшая двухместный ракетоплан SpaceShipOne, который стартовал из-под крыла самолета-носителя White Knight. Команда во главе с известным инженером Бертом Рутаном нашла крупного инвестора и заказчика в лице Ричарда Брэнсона, который основал компанию — оператора космических туристических полетов Virgin Galactic. С туризмом, однако, у Брэнсона до сих пор не ладится. Его следующий, уже туристический корабль SpaceShipTwo не смог развить успех легкого SpaceShipOne. На пути встали технологические неполадки в ракетном двигателе, запреты Федеральной авиационной администрации, крушение ракетоплана, погубившее пилота... Но в 2000-е годы таких сложностей еще не предвидели и, покорив, как тогда казалось, ближний космос, решили замахнуться на дальний — на Луну.
Спонсором лунного конкурса XPRIZE стал Google, пообещавший выделить в призовой фонд 30 миллионов долларов. По условиям конкурса, 25 миллионов предназначались для команды, которая первой сумеет построить луноход на частные средства и доставить его на поверхность Луны. Луноход-победитель должен был мягко прилуниться, отъехать от места посадки не менее чем на 500 метров и передать на Землю 500 мегабайт данных. Тот, кто успеет вторым, должен был получить 5 миллионов. Несколько дополнительных призов предназначались для дополнительных достижений: сфотографировать советские «Луны» или американские «Аполлоны», найти лунную воду, проехать свыше пяти километров, продержаться дольше двух лунных дней, то есть сохранить работоспособность в течение двух лунных ночей.
На конкурс заявилось больше 60 команд, и NASA так испугалось, что частные луноходы затопчут исторические следы Армстронга и Сернана, что попросило организаторов и участников не приближаться к Apollo 11 и Apollo 17.
В числе конкурсантов Google Lunar XPRIZE оказалась всего одна российская команда (на Ansari XPRIZE, как ни странно, среди 25 участников тоже была всего одна команда из России). Бросить вызов Луне отважилась группа инженеров и энтузиастов, выбравших для своего изделия (и для себя) название «Селеноход». Поначалу они разрабатывали небольшую машинку, размером с обувную коробку, на четырех колесах большого диаметра, снабженных солидными грунтозацепами. Потом идея была пересмотрена, «Селеноход» четырекратно увеличился в размерах и получил шагающий движитель по принципу первого советского марсохода ПрОП-М, или шагающего экскаватора. Его создатели даже съездили на испытания в пустыню и стали резидентами Фонда «Сколково», но затем собранные ими средства закончились. В конце декабря 2013 года команда официально была расформирована, а проект закрыт.
Первоначально финал Google Lunar XPRIZE был намечен на 2012 год. Но по мере того, как становилось ясно, что ни одна команда еще не готова, сроки неоднократно переносились. В 2015 году появилось новое требование: чтобы остаться в конкурсе, команды должны были забронировать ракету для предстоящего полета на Луну. Готовыми к этому оказались всего пять коллективов, которые и вышли в финал конкурса: Moon Express (США), SpaceIL (Израиль), Team Hakuto (Япония), TeamIndus (Индия), Synergy Moon (международная).
В 2013 году организаторы добавили еще несколько призов для текущей поддержки команд-участниц. Средства выделялись за прохождение определенных этапов технологической разработки: миллион долларов за разработку систему посадки, полмиллиона за сборку лунохода, четверть миллиона — за создание видеосистемы для него. Награды суммарным объемом 5,25 миллиона долларов в 2015 году получили пять команд.
Кстати, создаваемые для участия в конкурсе аппараты не во всех случаях были именно луноходами. Часть команд действительно разрабатывала колесные транспортные средства, но некоторые упростили себе задачу, решив обойтись посадочной системой с возможностью повторного старта. Так, из пяти команд-финалистов только три работали над луноходами, а две, израильская и американская, собирались отправить в космос «лунопрыга», способного на одних и тех же двигателях сесть и снова стартовать для прыжка на расстояние в 500 метров.
Любопытен был и подход команд к выбору средств доставки на Луну. По условиям конкурса, участие государственного финансирования допускалось в объеме не более 10 процентов, поэтому ни одно национальное космическое агентство не могло взять и выделить ракету для запуска изделия своей команды.
В результате индийская и японская команды скооперировались для аренды индийской ракеты PSLV.
В конце 2017 года зазвучали первые тревожные сообщения: сначала израильтяне признались, что им не хватает 20 миллионов на завершение предстартовой подготовки и сам полет. Затем то же сделали индийцы. На тот момент в команды уже было вложено по 30-50 миллионов долларов, а им требовались дополнительные средства, сопоставимые с суммой приза от Google. В компании вкладывались филантропы, бизнес-ангелы, меценаты, рекламодатели. В декабре пришла хорошая весть из Японии: местные госкорпорации и фонды вложили в компанию iSpace, основанную участниками Team Hakuto, 90 миллионов долларов. Средства должны пойти на развитие технологий коммерческого освоения Луны. В американскую Moon Express в ходе пяти раундов, с 2013 по 2017 год, было инвестировано 53 миллиона, причем компания разрабатывала системы посадки в сотрудничестве с NASA.
В январе 2018 года вышло расследование индийского издания The Ken о неготовности TeamIndus к старту. Дело было не только в отсутствии денег на ракету, но и в технических недоработках, причем существенных. «Они сделали только первый шаг к Луне из десяти», — цитирует издание слова одного из специалистов индийского космического агентства ISRO. Агентство расторгло соглашение с командой о предзаказе ракеты. В результате пострадала также и японская команда, оставшаяся без средства доставки.
Вслед за индийскими СМИ за расследование взялись американские. Выводы журналистов не вдохновляли: практически ни один из финалистов не оказался готов к полету в марте 2018, как технологически, так и финансово. 23 января в этом же признались сами организаторы XPRIZE.
Несмотря на то, что никто из финалистов до Луны не добрался и награда оказалась не востребована, нельзя сказать, что конкурс полностью провалился. Его организаторы назвали общую сумму инвестиций, привлеченных всеми участниками: 300 миллионов долларов. Стало понятно, что сумма приза, даже со всем дополнительными наградами, была слишком мала для реализации поставленной задачи. Большинство участников начинали работу с создания дистанционно управляемого робота-вездехода, поскольку это самая легкая часть «дороги на Луну». Технически самая сложная задача — создание средства достижения Луны и обеспечение его мягкой посадки — оказалась под силу далеко не всем.
По замыслу организаторов, смысл конкурса не сводился к одному лишь достижению Луны. Поэтому и сумма приза не позволяла окупить все расходы. Организаторы отмечали одну из своих целей: «Технологии, разработанные в рамках Google Lunar XPRIZE, должны снизить стоимость и снять барьеры на пути частной промышленности к началу освоения Луны независимо от государственных агентств».
И этом направлении достигнуты интересные результаты.
Некоторые команды начали не с лунохода, а с бизнес-плана, и привлекали средства не меценатов, а инвесторов на условиях коммерциализации Луны, в которой участие и победа в конкурсе — только первый шаг.
Любопытно, что из четырех команд, которые активно развивали именно бизнес-направление, до финала добрались лишь две. Еще две не отказались от достижения Луны, но выбыли из гонки за призом.
Две американские компании, Moon Express и Astrobotic, развиваются параллельными курсами: проектируют посадочные модули, заключают партнерские соглашения с американскими институтами и предлагают рекламу земных брендов на Луне. Astrobotic обещал доставить на естественный спутник Земли образец японской газировки Pocari Sweat, а на прототип их посадочного модуля нанесен логотип почтового сервиса DHL. Moon Express подписал соглашение с Итальянским институтом ядерной физики о совместном финансировании на сумму 24 миллиона долларов на условиях 50/50 проекта размещения четырех лазерных ретрорефлекторов на Луне.
Обе компании участвуют в программе NASA CATALYST, в рамках которой разрабатываются системы посадки на Луну. NASA не финансирует разработки, но обеспечивает технический контроль и предоставляет компаниям испытательную базу. Moon Express планирует отправку к Луне первого модуля сверхлегкой ракетой Electron в конце 2018 года. Astrobotic забронировала тяжелую ракету Atlas 5 на 2019 год.
Основные же направления деятельности обеих американских лунных компаний различаются. Moon Express делает ставку на промышленное освоение Луны, в том числе на добычу воды, и научные исследования. Astrobotic видит основу своей деятельности в обеспечении средств доставки любой нагрузки на Луну. Стоимость доставки, предположительно, составит 1,2 миллиона долларов за килограмм.
Команда японского конкурсанта Hakuto в декабре 2017 года привлекла в свою компанию iSpace 90 миллионов долларов инвестиций от крупных японских организаций: Japan Airlines и Tokyo Broadcasting System Holdings, корпорации INCJ и Банка развития Японии. Деньги выделены на то, чтобы заполнить Луну «рекламными билбордами». Также предполагается съемка лунных пейзажей для продажи телекомпаниям. В 2009 году Япония уже отправляла на Луну телекамеру на орбитальном модуле Kaguya, и эти снимки бесплатны для всех. Теперь же японские частники, при поддержке государства, надеются заработать на подобных кадрах.
В будущем iSpace видит себя разработчиком лунной воды для производства ракетного топлива и дальнейшего развития лунной инфраструктуры. Когда состоится первый полет Hakuto, пока неизвестно. После того как TeamIndus сошла с дистанции, японская компания вынуждена искать себе новое средство доставки на Луну.
Немецкая компания PT Scientist разрабатывает ту же рекламную жилу, что и предшественники. Компания нашла крупного партнера в виде автомобильного концерна Audi и теперь готовит к запуску сразу два лунных внедорожника Audi Lunar Quattro. Кроме того, заключено партнерское соглашение с европейским сотовым оператором Vodafone с целью развертывания сети LTE на Луне. Каждая посадочная станция PT Scientist должна стать ячейкой мобильной соты. Обнародованы и ценники на доставку грузов: 0,75 миллиона долларов за килограмм, причем груз могут по желанию заказчика оставить на окололунной орбите, закрепить на лунном модуле или поставить на реголит. Основными заказчиками таких услуг могут быть научные институты и рекламные фирмы.
Прежде всего специалисты PT Scientist намерены осмотреть место посадки Apollo 17, чтобы изучить эффекты длительного воздействия лунной среды на изделия человеческих рук. Компания уже забронировала ракету Falcon 9, пуск которой произойдет в 2018-2019 годах.
Особая история у израильской SpaceIL. Команда изначально делала ставку не на бизнес, а на образование. SpaceIL сотрудничала с израильскими институтами и разрабатывала образовательные и научно-популярные программы. Тактика оказалась успешной, SpaceIL получила грантовую поддержку от венчурных фондов и меценатов на сумму не менее 50 миллионов долларов, и даже израильское космическое агентство добавило ей еще 2,5 миллиона. Команда породила национальную идею — создать представительство Израиля в космосе.
В целом, схожие бизнес-цели нескольких компаний позволяют говорить о новой лунной микрогонке, инициированной Google Lunar XPRIZE. Так что соревнование продолжается, пусть Google и не дождалась финалиста. Пока же мы узнали, что сегодня достичь Луны сложнее, чем кажется, а значит, достижения советских и американских инженеров, создавших «Луну-9» и «Луноход», Surveyor и Apollo, сохраняют свое значение и полвека спустя.
Виталий Егоров
Starship стал еще выше за счет промежуточного отсека для «горячей» расстыковки
5 сентября на космодроме Starbase в Техасе SpaceX произвела установку прототипа корабля Starship S25 на вершину ускорителя Super Heavy B9, сообщается в твиттере компании. Оба прототипа будут участвовать во втором испытательном полете ракеты Starship, который, как ожидается, состоится в ближайшее время. По словам Илона Маска, сейчас компания ожидает разрешения на запуск от Федерального управления гражданской авиации США. После первого запуска 120-метровой ракеты Starship, который состоялся в апреле этого года и закончился взрывом (читайте об этом в нашем материале «Она рванула»), компания провела серьезную модернизацию стартовой инфраструктуры. Чтобы избежать разброса камней и образования под стартовым столом огромного кратера от работающих двигателей первой ступени, как это произошло при первом запуске, под ним установили стальную пластину со множеством отверстий, через которые распыляется большой объем воды. Работа системы напоминает направленный вверх и в стороны гигантский душ. Ракета также претерпела модернизацию — в конструкцию ускорителя Super Heavy B9 внесено более тысячи изменений в сравнении с предшественником B7. Самым существенным изменением стал установленный на вершине ускорителя промежуточный отсек для расстыковки ступеней по «горячей» схеме, которая предполагает запуск двигателей второй ступени в момент, когда она еще не отделилась от первой. Внутри отсека находится тепловой экран, который вместе с перфорированными боковыми стенками призван защитить ускоритель, отводя раскаленные газы наружу. 5 сентября на космодроме Starbase в Техасе прототип корабля Starship S25 был установлен на вершину уже находящегося на стартовом столе ускорителя Super Heavy B9 с помощью крана, прозванного «Mechazilla». За счет промежуточного отсека, установленного между ускорителем и кораблем, ракета стала выше на пару метров, побив собственный 120-метровый рекорд. По словам Илона Маска, Starship готов к запуску, однако необходимо дождаться разрешения от Федерального управления по гражданской авиации США (FAA). Ранее SpaceX уже получила лицензию на связь со Starship от Федеральной комиссии по связи (FCC), которая будет действовать с 7 сентября 2023 года по 23 февраля 2024 года. Кроме этого были проведены огневые испытания прототипов корабля и ускорителя. Таким образом SpaceX завершила основные этапы подготовки ко второй попытке запуска Starship на орбиту.