NASA получило европейский модуль для корабля «Орион»

Airbus

Аэрокосмическое агентств NASA получило служебный модуль для космического корабля «Орион», который был создан специалистами Европейского космического агентства на базе грузового корабля ATV, летавшего к МКС до 2015 года. Основной модуль — обитаемая капсула — уже проходит испытания, и в декабре 2014 года совершил первый полет. Европейский модуль будет обеспечивать капсулу энергией, водой и кислородом, на нем установлены маршевые двигатели и баки с топливом. Официальная церемония передачи состоялась в пятницу в Бремене, говорится в сообщении компании Airbus, которая проводила сборку модуля.

Разработка нового пилотируемого корабля MPCV (Multi-Purpose Crew Vehicle) для полетов за пределы низкой околоземной орбиты была начата еще в рамках программы Constellation. Предполагается, что новый корабль сможет доставлять четырех астронавтов на окололунную орбиту, в частности, на будущую лунную орбитальную станцию. В дальнейшем он будет использован и в рамках марсианских экспедиций. Для запуска корабля в США разрабатывается сверхтяжелая ракета SLS, первый ее запуск с новым кораблем (но без экипажа) планируется на 2020 год, а первый пилотируемый полет — на 2022 год.

Конструкция «Орионом» во многом следует идеям, заложенным еще при создании «Аполлонов». Он тоже состоит из двух главных элементов — обитаемой капсулы, которая способна входить в атмосферу на второй космической скорости при возвращении с Луны, и служебного модуля, где установлены двигатели, топливные и кислородные баки, энергетическая система, элементы системы жизнеобеспечения и солнечные батареи.

В начале 2010-х годов в ходе переговоров NASA и Европейского космического агентства сформировалась идея «бартерной сделки», согласно которой часть европейского взноса в проект Международной космической станции будет выплачена «натурой» — за счет создания служебного модуля для корабля «Орион». Соответствующее соглашение между агентствами было подписано в январе 2013 года.

Служебный модуль создается на базе европейского грузового корабля ATV (Automated Transfer Vehicle), который пять раз доставлял грузы на МКС в период с 2008 по 2015 год. Модуль представляет собой цилиндр высотой и диаметром примерно четыре метра с солнечными батареями размахом 19 метров. Масса заправленного модуля составляет более 13 тонн, из них примерно 8,6 тонны — топливо для 32 двигателей ориентации и одного маршевого двигателя. В модуле есть также негерметичный отсек для перевозки грузов.

Как ожидается, 5 ноября служебный модуль будет доставлен в США, в космический центр NASA имени Кеннеди, на борту грузового самолета Ан-124.