Японский стартап Xenoma представил на выставке CES 2018 свою новую разработку — «умную» одежду, следящую за движениями человека, на которого она надета. Помимо использования в спорте и играх в виртуальной реальности, такая одежда также может быть использована в здравоохранении: например, для мониторинга пациентов с деменцией. О новинке сообщает Engadget.
Помимо умных носимых устройств, таких как часы или очки, существует концепция «умной« одежды, в рамках которой инженеры предлагают встраивать различные электронные устройства непосредственно в предметы гардероба. Так, например, недавно «умную» джинсовую куртку совместно с Levi's выпустило экспериментальное подразделение Google: токопроводящие нити, вшитые в рукава такой куртки, позволяют управлять смартфоном. Также ученые модифицируют ткань для такой «умной» одежды, делая ее одновременно согревающей и охлаждающей, а также встраивая в нее солнечные панели для питания электроники.
Новая «умная» пижама, представленная японцами, работает благодаря вшитым в ткань сенсорам: расположенные на всем теле, они помогают отслеживать движения и положения тела. Такую функцию можно использовать при работе и спорте (например, пижама может подать сигнал, когда человек сидит с искривленной спиной), а также в сфере развлечений — например, при играх в виртуальной реальности. Данные, полученные с сенсоров, собираются при помощи небольшого электронного устройство, расположенного на груди; устройство, в свою очередь, оснащено Bluetooth и передает данные на смартфон.
Еще одно полезное применение такой пижамы, как сообщают разработчики, — это сфера здравоохранения. Медицинские учреждения и специалисты, следящие за больными дома, могут эффективнее мониторить состояние пациентов: помимо акселерометра и гироскопа, костюм также оснащен датчиками, позволяющими, например, следить за дыханием.
Компания надеется, что к 2020 году такие пижамы уже будут использоваться в медицинских учреждениях, первые клинические испытания в одном из немецких госпиталей запланированы на ближайшее время.
Технологическая выставка CES 2018 ежегодно проходит в начале января в Лас-Вегасе. Помимо «умной» пижамы, разработчики из разных стран также представили эмоционального робота, ноутбук, работающий на смартфоне, «дышащую» робоподушку и джетпак, который может разогнаться до 320 км/час.
Елизавета Ивтушок
Несколько игроков в этих очках видят одни и те же виртуальные объекты
Компания Niantic представила прототип беспроводных очков дополненной реальности, позволяющих нескольким людям видеть одни и те же виртуальные объекты, привязанные к реальным объектам или местам. Шлемы и очки дополненной реальности позволяют человеку видеть реальный мир, но внедряют в него отдельные виртуальные объекты. Изначально AR-устройства в основном разрабатывались для обычных пользователей, но они получались дорогими, как правило, большими и очень ограниченными в своих возможностях. Из-за этого многие компании, разрабатывающие носимые AR-гаджеты, либо свернули эти проекты, либо переориентировали их на применение в качестве рабочего инструмента для крупных компаний и военных. По второму пути пошли такие компании, как Microsoft и Magic Leap. Помимо фокуса компаний на промышленном применении, развитию потребительских AR-очков мешает и то, что обычно такие гаджеты получаются большими, либо они требуют подключать по проводу смартфон или отдельный вычислительный модуль. Niantic, известная прежде всего как компания-разработчик Pokemon Go, представила прототип AR-очков, который отличается от большинства подобных устройств компактностью и наличием многопользовательского режима. Очки оснащены складным ремешком, в части которого, судя по всему размещается электроника. В них есть три камеры для разметки сцены перед ними: очки распознают поверхности и учитывают их при наложении виртуальных объектов. Для управления интерфейсом используется один контроллер. Одно из главных новшеств заключается в многопользовательском режиме работы. Он основан на визуальной системе позиционирования, которая позволяет связывать виртуальный объект с реальным местоположением так, чтобы сразу несколько людей в AR-очках видели его в одном месте. Это позволяет реализовать многопользовательские AR-игры, примеры которых компания показала в ролике. https://www.youtube.com/watch?v=sDNjVxX0LrE Очки выполнены на базе нового процессора Qualcomm Snapdragon AR2, рассчитанного на создание AR-устройств с общим потреблением менее ватта. При этом процессор обеспечивает задержку сигнала в пределах двух миллисекунд, поэтому на самих очках производится лишь часть вычислений, а остальные выполняет находящийся рядом смартфон или ноутбук. Niantic отмечает, что это не серийное устройство, а демонстратор технологий. Тем не менее, Qualcomm рассчитывает, что подобные серийные гаджеты на базе AR2 начнут выпускаться в 2023 году. Инновации в области AR-устройств касаются не только гаджетов, но и людей. Недавно мы рассказывали о системе, позволяющей с помощью электростимуляции мышц поворачивать голову пользователя AR- или VR-шлема, чтобы он обратил внимание на важную информацию.