Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать)

Agile и гибкие методологии разработки. Модуль 3

Что такое скрам

В этом модуле вы:
• узнаете о главных ингредиентах скрама;
• разберете ошибки внедрения скрама в компании;
• изучите практики и ценности скрама.


Процессы, роли, артефакты, события

Скрам (англ. Scram) — один из гибких методов управления проектами. Он помогает командам перестроить свою работу по-новому: с помощью особого разделения ролей и настройки работы на определенный ритм команда может начать выдавать более стабильный результат и стать более слаженной. Из чего состоит скрам? В видео Михаил расскажет о том, какие роли должны быть в команде и как устроены рабочие процессы, когда вы работаете по скраму.



Спринтами к финишу

Спринт — это отрезок времени, за который скрам-команда создает часть продукта, готовую к показу и ценную для клиента. На спринте завязано несколько событий в скраме:

  • Планирование спринта — скрам-команда встречается и формирует бэклог спринта на основе своего предсказания о том, сколько они успеют сделать за спринт.
  • Ежедневный скрам — 15-минутная встреча, когда команда должна понять, где они находятся, обсудить текущие проблемы и наметить пути их решения.
  • Обзор спринта — событие, когда скрам-команда приглашает всех заинтересованных лиц, чтобы получить обратную связь по сделанному инкременту.
  • Ретроспектива спринта — встреча, на которой скрам-команда обсуждает собственные процессы работы, где были болевые точки и почему. Хорошая команда, конечно, будет работать над фактом доставлен/не доставлен инкремент, скорость увеличивается/уменьшается, качество продукта растет/не растет, лучше ли мы попадаем в ожидания пользователя/хуже ли мы попадаем в ожидания пользователя.

Как понять, что мы правильно работаем? Практики скрама

В скраме также есть практики, которые помогают понять, правильно ли работает ваша команда. И вообще, то ли мы делаем.

Как правильно достигать цели спринта

Первая практика — цель спринта. Например, к концу спринта вы должны сделать отчет или добавить новую функцию. Как правило, цель спринта начинающим скрам-командам ставит владелец продукта. Опытная команда в состоянии определить цель самостоятельно и менять задачи внутри спринта на свое усмотрение.

Казалось бы, зачем нужна цель, если есть бэклог спринта, в котором и так написано, что нужно делать? На самом деле цели можно достичь разными путями, для этого необязательно решать все задачи в том порядке, в котором у вас записано.

Например, вы работаете над рекламной кампанией. На очередном спринте нужно сделать видеоролик — это цель спринта. Бэклог состоит из следующих задач: написать сценарий, найти актеров и т. д. Но вдруг что-то идет не так: актеры заболели, съемки срываются. Что делать? Ждать выздоровления актеров или искать новых? В любом случае вы теряете время.

Тут и помогает цель спринта — она помогает вам сфокусироваться на результате. Если вы продолжите цепляться за бэклог, то цель не получится достичь вовремя. Цель спринта — сделать рекламный ролик, но там нет ни слова об актерах. Значит, вы можете привлечь иллюстратора и сделать ролик в срок без актеров.

Как критерии готовности помогают понять, что цель достигнута

Вторая практика — «критерий готовности». Когда задача или инкремент «готовы», нужно иметь четкий параметр, чтобы проверить, так ли это в действительности.

Критерий готовности может быть разным. Например, ваш критерий готовности инкремента такой: заказчик может дать отзыв. Предположим, у нас с вами есть задача сделать рекламный ролик. Чтобы ваш заказчик мог посмотреть его целиком и дать свой отзыв, ролик должен быть снят, смонтирован, озвучен, к нему должна быть добавлена графика и т.д. Получив обратную связь, вы отправитесь на доработку.

Может быть и другой критерий готовности: например, ролик должен быть протестирован на фокус-группах или транслироваться по телевизору. В этом случае, даже есть ролик готов, но с фокус-группой или трансляцией вы не успели, задача не выполнена.


Распространенные ошибки в скраме

Когда методика или подход становятся популярными, многие внедряют их в свою работу, допуская ошибки. Неправильно понятый скрам может причинить гораздо больше вреда, чем пользы.

Итак, вот основные ошибки, которые могут возникнуть в скраме:

  • Внедрять скрам частично.
  • Копить технический долг.
  • Работать «по скраму», но без правильных выделенных ролей или без самодостаточной команды.
  • Не давать планировать спринты команде самостоятельно.

Ценности скрама

Вы уже знаете, как устроен скрам. Осталось только узнать ценности, без внедрения которых методология провалится. Так что это за ценности?


Умение держать фокус

Держать фокус — значит эффективно использовать имеющиеся ресурсы.

Как может проявляться:

  • Вы берете одну задачу и доводите ее до конца, получаете по ней обратную связь и уходите на доработку или принимаетесь за другую. Нельзя работать над десятью задачами одновременно.
  • Вы знаете своих клиентов и понимаете требования к продукту. Если появляется какая-то модная технология или тренд, то вы можете распознать, что в этом не будет пользы для продукта, и не будете отвлекаться на ее изучение.

Смелость

Смелость говорить «нет» и признавать ошибки.

Как может проявляться:

  • Команда имеет смелость отказать владельцу продукта, если видит, что задачи расходятся с целью спринта, или понимает, что требуемые задачи невозможно сделать к определенному сроку.
  • Член команды признает свои ошибки, проблемы или отсутствие экспертизы в каком-то вопросе.
  • Владелец продукта говорит «нет» заказчикам, если их запросы противоречат цели текущего спринта или разработанной им стратегии развития продукта.

Коммитмент

Коммитмент (по-русски «приверженность») — это обязательство и приверженность какой-то цели.

Как может проявляться:

  • Самое главное, что обязуется делать команда, — быть профессионалами: использовать максимум своих знаний, опыта и навыков, для того чтобы инкремент получился. Команда может «коммититься» на цель спринта — это значит, что они приложат все усилия, чтобы цель была достигнута.
  • Обещать достичь цели к определенному сроку — неправильно, потому что мы работаем в условиях неопределенности. Мы можем лишь правильно приоритизировать бэклог и планировать.

Уважение

Уважение — базовое свойство команды, без которого она не может существовать.

Как может проявляться:

  • Есть правило, что после формирования бэклога спринта никто, включая владельца продукта, не может туда ничего добавить. Но при этом, например, если действительно происходит форс-мажор, то владелец может прибежать к команде и попросить помочь. Команда, которая уважает владельца, разумеется, поможет.
  • В обратную сторону это тоже работает. Владелец продукта в схожей ситуации должен уважать команду и убрать из бэклога спринта соразмерные задачи.

Открытость

Открытость позволяет сделать прозрачными процессы внутри компании и снизить организационную неопределенность.

Как может проявляться:

  • Вы уже знаете, что в скраме происходят регулярные встречи. Если в команде нет открытости, то такие встречи быстро превратятся в отчетные, когда каждый будет бояться рассказать о своих проблемах.
  • Открытость позволяет понятно разделить зоны ответственности и сделать так, чтобы все в команде их понимали. Это исключает ситуации, когда мы не знаем, к кому мы должны идти с конкретным рабочим вопросом, и снижает время на передачу задачи от сотрудника к сотруднику.

Проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал:

ПРОВЕРИТЬ СЕБЯ

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.