Почему стоит менять подход к работе
Наверняка вы слышали, что все хотят работать «по аджайлу», что нужно быть гибкими и менять свой подход к работе. Может, даже видели в компаниях доски с разноцветными стикерами для задач. При этом сами чувствуете, что бежите марафонскую дистанцию без промежуточных результатов. В этом курсе мы расскажем, как перейти от нескончаемого марафона к понятным спринтам. Вы узнаете главное о гибких методах в работе — как они помогают не потеряться на пути к цели, быстрее достигать результатов и сохранять личный ресурс.
Оглавление
Познакомьтесь с героями курса, которые уже применяют agile (аджайл) в своей практике. Они расскажут, почему работать по-старому в современной компании не получается.
Подробнее о себе и своем видении аджайла наши герои расскажут в видео
Прежде чем двинуться дальше, давайте отметим для себя главные тезисы из видео.
Когда гибкие методы разработки еще не придумали, многие пользовались так называемой каскадной моделью. Суть ее в том, что сначала все этапы работы над продуктом записывали по порядку и переходили к следующему этапу только тогда, когда предыдущий был завершен. То есть предполагалось, что проект можно было распланировать целиком на полгода вперед — и за эти полгода ничего не должно было измениться, а значит, и сроки будут соблюдены, и продукт будет подходить аудитории. Однако то, что выглядело красиво в теории, не работало на практике.
Давайте разберемся с терминами. Гибкие методы, аджайл, адаптивные подходы — это термины, которые обозначают способы организовать работу, которые пришли на смену каскадной модели. В этом курсе мы разберем конкретные методы: Scram и Kanban — но сперва давайте посмотрим общие отличия аджайла от каскадной модели.
Везде ли нужен аджайл? Нет, есть много сфер, которые прекрасно справляются без него. Например, сложно представить, что врачи или археологи скоро начнут работать по аджайлу. Но если в вашей работе постоянно меняются запросы заказчиков и условия рынка, то аджайл наверняка вам подойдет, так как дает два преимущества: скорость и инструменты для работы в условиях неопределенности.
В жизни все происходит очень быстро, а на современной работе — еще быстрее. Дело в том, что конкуренция на передовых рынках очень высокая, и пока корпорация планирует и запускает крупный проект, несколько стартапов могут сделать минимально жизнеспособный продукт (MVP) с похожими функциями за пару месяцев и занять всю нишу. Организация работы по аджайлу позволяет правильно определить задачи и максимально эффективно организовать людей вокруг их выполнения, задать необходимый рабочий ритм и быстро отслеживать результат.
Главная проблема, с которой мы сталкиваемся на работе сегодня, — это неопределенность. В работе она встречается в трех видах:
Мы уже знаем, что в некоторых компаниях и командах от неопределенности не скрыться. В каких именно? Сейчас расскажем. Но сначала давайте попробуем определить, в какой команде вы работаете и насколько вам нужен аджайл.
«Мы знаем, что мы знаем». Это самая безопасная зона, когда компания и рынок старые, никаких новых технологий внезапно не появляется, а продукт уже имеет постоянных клиентов. В таком случае гибкие методы не нужны — незачем быть гибким и адаптироваться.
«Мы знаем, чего не знаем». Есть неопределенность одного рода.
С такими ситуациями компании тоже неплохо справляются с помощью более традиционных подходов.
«Мы не знаем, чего не знаем». Есть зона, где мало что понятно. В этой зоне обычно работают инновационные компании или создаются инновационные продукты. Это, как правило, характеризуется:
В этой сфере компании стремятся работать с помощью адаптивных подходов, например, по аджайлу.
«Мы не можем ничего узнать». Это зона, в которой совсем ничего не понятно — еще больше, чем в предыдущей. Например, у нас новая команда специалистов, которые собрались вместе, чтобы сделать какой-то новый бизнес. У этой команды полная неопределенность:
В таких условиях можно работать только с помощью адаптивных подходов, целью их применения будет снижение неопределенности и выявление бизнес-модели, которой можно будет управлять.
Например, неопытные в ресторанном деле друзья-программисты решили открыть кафе для посиделок с друзьями. На первых порах они даже представить не могут всего, с чем им предстоит столкнуться. Объем неизвестного настолько велик (законодательные нормы, технология приготовления еды, особенности технологии для кафе, управление персоналом в этой области и т. д.), что можно с уверенностью говорить о непознаваемости этого бизнеса для них в принципе. Однако они берутся за дело с энтузиазмом, нанимают повара и бармена, снимают помещение и открывают заведение. Пока что сложно говорить о закупках, оптимизации расходов или управлении персоналом: кого-то наняли по объявлению, где-то завербовали друзей.
Постепенно ситуация становится более прозрачной и управляемой. Становится ясно, что бармен не доливает гостям напитки, а значит, за этим нужно следить, тайский салат посетителям не нравится, зато популярностью пользуются хачапури по рецепту бабушки. Санитарные нормы, напоминавшие книгу за семью печатями, после двух-трех проверок становятся понятными. На этом этапе появляются процессы, которые улучшаются со временем, как только друзья узнают что-то новое про вкусы своих гостей и особенности своего персонала. Это — зона адаптивных процессов, когда мы еще не знаем, чего не знаем.
Со временем бизнес пошел неплохо, у друзей постепенно появилась возможность прогнозировать загрузку, взять в долю хорошего шеф-повара и превратить кафе в спокойный бизнес. Рецепты перуанской кухни им до сих пор неизвестны, но можно отправить повара учиться или пригласить ненадолго кого-нибудь, кто ими владеет. Это — зона осознанного незнания.
Впоследствии бизнес вырастает до франшизы. Теперь, открывая сто первое кафе, ребята абсолютно спокойны и по шагам знают, что делать. Это — зона осознанного знания.