Десять технологий, которых мы так и не дождались
Над каждым гаджетом, каждой технологией и новаторской идеей могут неправильно сойтись звезды, и потенциально успешный проект оборачивается провалом. Какие-то из них приходят слишком рано и исчезают с рынка еще до того, как найдут своего покупателя; другие навечно остаются в разработке, не добравшись до серийного производства; некоторые мы уже устали ждать, а их все нет и нет. Ну и, само собой, часть разработок и вовсе оборачивается обманом, причем даже не всегда с целью наживы.
Проект модульного смартфона, который за несколько лет проделал путь от концепции до работающего прототипа. Изначально планировалось, что в смартфоне можно будет заменять вообще все, включая процессор и экран, однако в последней версии разработчики отказались от такой концепции, сделав сменными только модули с аккумуляторами и различными дополнительными датчиками и периферийными устройствами. Несмотря на это упрощение, Ara по-прежнему ждали. Но мало кто ожидал, что проект свернут буквально на пороге коммерческой реализации — осенью 2016 года, вместо запуска продаж модульного смартфона Ara в версии для разработчиков, Google просто остановила все работы над проектом.
Милый глазастый дрон с камерой покорил всех с первого рекламного ролика. Даже без учета очаровательной внешности, Lily на момент презентации действительно выглядел свежим и новым решением: квадрокоптер в водостойком корпусе, которым не нужно управлять напрямую — дрон мог самостоятельно следовать за хозяином, снабженным специальным маяком, и снимать его в разных режимах. К сожалению, дальше нескольких прототипов дело не пошло. За время разработки серийной модели у квадрокоптера появились более высокотехнологичные конкуренты, а компания, несмотря на солидное финансирование, так и не смогла запустить массовое производство и решила вернуть деньги покупателям.
Кто же откажется от лазерной бритвы? Разработчики обещали бритье, достойное XXI века, без врастающих волос и раздражения. В конце концов, лазер вместо лезвия — вполне самодостаточная причина для покупки такой бритвы. Проект успел собрать на Kickstarter четыре миллиона долларов, однако администрация краудфандинговой площадки в итоге заморозила кампанию — слишком уж велика была разница между обещанным в серийном производстве чудо-прибором и показанным прототипом сомнительной эффективности, который очень медленно, не с первого раза срезал одиночные волоски.
Электромобиль собственной разработки Google сразу привлек к себе внимание — небольшой, узнаваемый и немного похожий на коалу автомобиль долгое время был символом будущего, которое вот-вот наступит. Сначала у него не было даже руля и педалей, однако затем их пришлось установить для испытаний на дорогах общего пользования, которые начались совсем недавно — летом 2015 года. Позже проект намекнул на серийное производство и запустил настоящую цепную реакцию: совсем скоро мир узнал о разработке беспилотных автомобилей от многих других компаний. Тем грустнее было услышать, что в планы Alphabet (материнская компания Google) собственное производство очаровательных электромобилей на самом деле не входит — вместо этого создана компания Waymo, которая займется коммерческим применением технологий беспилотного вождения в партнерстве со сторонними автопроизводителями.
Pebble в свое время сделали невозможное: небольшой стартап показал производителям и покупателям электроники, что умные часы не обязательно должны быть уменьшенной копией смартфона, вместо этого они могут быть совершенно самостоятельным устройством. Кроме того, Pebble отошли от раздражающего современного тренда уменьшения гаджетов за счет аккумулятора — первая версия благодаря использованию экрана из электронной бумаги спокойно работала на одной зарядке в неделю. Pebble ждал ошеломительный успех — три кампании на Kickstarter, посвященные разным моделям умных часов, собрали более 40 миллионов долларов. Причем разработчики заметили, что идет сильное смещение рынка носимых устройств в сторону фитнес-трекеров, и учли это в Pebble 2. К сожалению, Pebble Technology не смогла вовремя поправить свое финансовое положение и была продана производителю фитнес-трекеров Fitbit. Новый хозяин обещал поддерживать сервера Pebble на протяжении 2017 года, однако производство часов уже остановлено. Единичные счастливчики успели получить Pebble 2, остальные грустят и не знают, чем заменить первую модель, когда она выйдет из строя.
В прошлом году произошло много удивительного, но одна из разработок по-настоящему напоминала научную фантастику: рой небольших автономных роботов, работающий как интерфейс ввода-вывода. Роботы Zooids могут работать поодиночке или группами как в качестве условных «пикселей», отображающих информацию, так и в качестве устройства ввода — например, в виде всевозможных «крутилок» и слайдеров разной формы и назначения. Кроме того, роботы могут перемещать физические объекты, что усиливает их сходство с диснеевскими микроботами или черными чернушками Миядзаки. К сожалению, это пока всего лишь разработка, представленная на робототехнической конференции, и ни о каком реальном воплощении в ближайшем будущем речь не идет.
На волне юбилея трилогии «Назад в будущее» человечество вспомнило о ховербордах, и в ход пошли самые разные идеи: магнитная левитация, реактивные двигатели, массив из 36 роторов и даже листодувы в самодельных проектах. Но все эти проекты объединяло только одно — они ни капли не были похожи на тот самый ховерборд Марти Макфлая. Но один ховерборд, который представили публике еще в 2014 году, был именно таким, какого все ждали, причем в ролике снялись Кристофер Ллойд, Моби и Тони Хоук. Увы, видео оказалось высокотехнологичным розыгрышем и никакой летающей доски на самом деле не было. А жаль.
Когда-то это была просто концепция, которую никто не воспринимал всерьез, однако прошлым летом автобус-портал в натуральную величину действительно показали публике. Одна 60-метровая секция может двигаться самостоятельно, пропуская под собой две полосы дорожного полотна, на борт это экзотическое транспортное средство может принять целых 1200 человек, при этом несколько секций могут объединяться в один автопоезд. К сожалению, через полгода после презентации выяснилось, что разработчики бросили автобус-портал прямо на дороге, и о дальнейшей судьбе проекта ничего не известно.
Это не шутка — такая обувь действительно существовала и продавалась в онлайн-магазине Hammacher Schlemmer за скромные 60 долларов. В правом шлепанце установлена катушка, а на голени владелец обуви закрепляет управляющую схему и батарею. Если шлепанцы нашли металл на глубине до пяти сантиметров, то устройство начнет вибрировать и мигать светодиодом — в общем, удобная вещь для пляжных золотоискателей или любителей эпатажной обуви. Сегодня такие шлепанцы, увы, нигде не продаются.
Концепцию вакуумных поездов Hyperloop представил Илон Маск еще в 2013 году. Теоретически, поезда, движущиеся в трубах с низким давлением, смогут развивать скорость до 1,2 тысячи километров в час. Над созданием такой транспортной системы работают сразу несколько фирм, и некоторые из них, включая SpaceX, обещали построить испытательный участок еще в 2016 году. На дворе уже 2017-й, а публике до сих пор показали только красивые 3D-рендеры и испытания электромагнитной тележки на открытом воздухе. Хотелось бы верить, что на самом деле у разработчиков Hyperloop все получится.
Николай Воронцов
К счастью, это художественный проект, а не серийный гаджет
Предприниматель и сооснователь компании Oculus Палмер Лаки создал VR-шлем, повышающий уровень реализма необычным способом: если игрок умирает в виртуальном мире, шлем активирует три пиропатрона, которые убивают его и в реальности. Эффект погружения в виртуальный мир — главное преимущество VR-шлемов перед мониторами. Сейчас это достигается за счет экранов с высоким разрешением и качественной графики, а также пространственного звука. Но наше взаимодействие с реальным миром не исчерпывается зрением и слухом, поэтому разработчики пытаются охватить и другие органы чувств. Также некоторые из инженеров используют разного рода ухищрения, чтобы повысить реализм и усилить эффект погружения. Например, мы рассказывали о том, как инженеры научились использовать саккады (быстрые непроизвольные движения глаз), чтобы позволить человеку в VR-шлеме неограниченно ходить даже в относительно небольшом помещении. Палмер Лаки (Palmer Luckey), известный прежде всего как сооснователь Oculus, тоже решил повысить реалистичность виртуального мира, но довольно необычным способом — он модифицировал вышедший недавно шлем смешанной реальности Oculus Quest Pro, научив его убивать игрока после того, как его убили в виртуальном мире. На эту идею его вдохновила серия ранобэ Sword Art Online. В ней рассказывается о VR-игре с полным погружением — игроки не могут выйти из игры или снять VR-шлем, пока хотя бы один из них не пройдет игру полностью. Если игрок умирает в виртуальном мире или посторонний человек снимает шлем, гаджет убивает его с помощью микроволнового излучения. В Sword Art Online повествование ведется в недалеком будущем (первое произведение вышло в 2009 году), а эти события начались 6 ноября 2022 года, поэтому Лаки представил реальную версию шлема именно в этот день. В отличие от вымышленного шлема, настоящий оснащен не микроволновым излучателем, а тремя пиропатронами. Они располагаются над передней частью головы, и создатель гаджета утверждает, что их активация неминуемо разрушает мозг пользователя. Помимо пиропатронов в шлеме установлен датчик излучения. Лаки предлагает использовать в играх после смерти виртуального персонажа красную заставку, мигающую с определенной частотой, чтобы датчик мог использовать его как сигнал о смерти. Разработчик отмечает, что не тестировал систему на себе, и в целом это не более чем художественный проект, а не устройство с реальными перспективами. Есть и не такие фатальные способы стимулировать игрока не проигрывать. Например, мы рассказывали о том, как уязвимость в Counter-Strike позволила взламывать компьютеры игроков после убийства их персонажа, загружая вместо обычной анимации вредоносную.