Внезапная голова

Зачем древнему кочевнику бараний череп в загробном мире

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Больше полутора тысяч лет назад мужчина-кочевник в расцвете сил получил в бою смертельные травмы. Обезглавленное тело не бросили, а предали земле в некрополе на живописном берегу алтайской Катуни. Когда спустя сотни лет археологи раскопали это погребение, то обнаружили примечательный факт: на месте отсутствовавшей головы у древнего воина почему-то лежал череп барана.

Некоторые археологические открытия почти невозможно объяснить из-за их уникальности — их просто не с чем сравнить и проанализировать в череде других похожих находок. Такая ситуация сложилась и с этим древним захоронением, которое исследователи раскопали в Горном Алтае несколько лет назад. Мужчине, останки которого они обнаружили в одном из курганов могильника Чобурак-I, было примерно 30–35 лет, похоронили его вместе с взнузданным конем, сложносоставным луком, стрелами и прочими вещами. Судя по погребальным атрибутам, он был типичным представителем булан-кобинской археологической культуры, которая существовала на Алтае с конца III — начала II века до нашей эры вплоть до середины I тысячелетия нашей эры.

Но все оказалось не так просто. На костях этого человека, умершего в середине или второй половине IV века нашей эры, исследователи заметили несколько однотипных повреждений, нанесенных клинковым оружием, что в целом не редкость для тех лет. Но в могиле отсутствовали череп и несколько первых шейных позвонков — то есть мужчине отрубили голову, а вот это уже весьма любопытно. По всей видимости, кочевника убили в неспокойные времена, когда после развала Сяньбийской кочевой империи в III веке нашей эры, развернулись вооруженные конфликты и междоусобная борьба, в которых принимали участие и булан-кобинцы. Об этом говорят и прошлые находки, в том числе обезглавленных людей.

Но зачем кочевники поменяли человеческий череп в могиле на бараний? По данным барнаульского исследователя Николая Серегина из Алтайского государственного университета и соавторов его статьи из журнала Археология, этнография и антропология Евразии, ничего подобного раньше не встречали не только в могильниках булан-кобинской культуры, но и на других более древних или поздних памятниках Алтая. С одной стороны, это, безусловно, любопытно, а с другой — возникает проблема, поскольку для археологов в первую очередь важна серия находок. Чтобы не полагаться только на фантазию, ученым нужно искать более или менее близкие аналоги в территориально и хронологически близких культурах.

Барнаульским исследователям удалось найти лишь две похожие истории, которые можно связать с захоронением из могильника Чобурак-I. Первая — из Тувы, где в скифской «Долине царей» с 2017 года археологи ведут раскопки кургана Туннуг-I, возведенного около 830–800 годов до нашей эры. Рядом с основной насыпью этого памятника исследователи обнаружили многочисленные погребения более поздних эпох, среди которых были и десятки захоронений кокэльской культуры, которая появилась в этом регионе в конце I века нашей эры после распада Хуннской кочевой империи.

В этих могилах, относящихся в основном к периоду со II по IV век нашей эры, исследователи нашли останки как минимум 87 человек, на 22 из которых они выявили предсмертные повреждения, по-видимому, связанные с насилием. Среди прочего, на шейных позвонках пары взрослых мужчин ученые заметили признаки того, что их пытались обезглавить, но, возможно, их головы остались сочленены с телами из-за недостаточной силы ударов. На этом фоне выделялось захоронение обезглавленной пожилой женщины, у которой в могиле отсутствовали кости черепа и первые шейные позвонки. При этом кто-то по неизвестной причине положил на их место железный нож и овечий позвонок. Пока исследователи озвучили единственную идею, что это могло бы значить: возможно, этим ножом женщине и отрезали голову. Однако авторы гипотезы подчеркнули, что это предположение — пока недоказуемо. Вероятно, более аргументированные версии появятся уже в отдельной публикации, посвященной этому интересному захоронению.

Вторая история — из Кемеровской области, где в 1960-х годах археологи вели раскопки Шестаковского могильника, расположенного в той же местности, что и известное кладбище динозавров. На этом памятнике тесинской археологической культуры (или тесинского этапа тагарской культуры), существовавшей в Южной Сибири примерно со II века до нашей эры по II века нашей эры, ученые нашли необычный артефакт. В одном из склепов исследователи нашли глиняную голову, по-видимому, от погребальной куклы, что в общем-то неудивительно — представители этой культуры создавали для своих покойных погребальные маски. Однако спустя годы новосибирские ученые, которые получили доступ к современному оборудованию, решили изучить находку с помощью вычислительной рентгеновской томографии и, вероятно, весьма удивились, когда под слоем глины увидели череп не человека, а барана.

Зачем внутрь глиняной головы тесинцы замуровали череп барана — тоже непонятно. Известный археолог Наталья Полосьмак из Института археологии и этнографии СО РАН, группа которой нашла, например, пазырыкскую мумию так называемой Принцессы Укока, допустила, что эта находка представляет собой символическое погребение — своеобразный кенотаф. Возможно, так похоронили вместилище души человека, тело которого не удалось найти, например он мог утонуть или погибнуть на чужбине.

Логично предположить, что и жившие на Алтае кочевники поступили подобным образом и изготовили для погибшего воина, голову которого не смогли найти, имитацию — погребальную маску, основу которой составлял бараний череп. Но, увы, по-видимому, это невозможно доказать: во время раскопок исследователи не смогли зафиксировать никаких разложившихся материалов, из которых она могла быть изготовлена. По этой причине остается только надеяться, что однажды археологи натолкнутся на хорошо сохранившийся погребальный комплекс, который даст ответ на вопрос, что из себя представлял этот необычный ритуал.