В Хакасии нашли хорошо сохранившиеся погребальные маски тесинской культуры

Археологи раскопали в Хакасии один из курганов могильника Смирновка-4, относящегося к скифскому периоду. В насыпи этого сооружения в более позднее время представители тесинской культуры устроили склеп. В ходе его исследования ученые обнаружили несколько хорошо сохранившихся погребальных масок, сделанных для умерших на рубеже нашей эры. Об этом сообщает Институт истории материальной культуры РАН на своей странице во вконтакте.

На рубеже нашей эры, около II века до нашей эры — II века нашей эры, в Хакасии существовала тесинская археологическая культура (некоторыми исследователями рассматривается как поздний этап тагарской культуры или как тагарско-таштыкский переходный этап). Погребальные памятники этого времени представлены курганами-склепами и грунтовыми могильниками с разными типами захоронений. Например, склепы устраивались под курганными насыпями и предназначались для захоронения до 100–300 умерших, которых помещали туда в виде кукол-манекенов. Черепа этих людей трепанировались, заполнялись травой, а после покрывались гипсом и глиной и раскрашивались. Удаленные мягкие ткани и внутренние органы вместе с некоторыми костями хоронили недалеко от склепов в грунтовых могильниках (так называемые частичные или парциальные захоронения). В грунтовых же могилах встречаются и индивидуальные погребения.

В рамках охранно-спасательных работ на территории Восточно-Бейского угольного разреза (Бейский район Республики Хакасия) археологи исследовали курганный могильник Смирновка-4. Раскопки показали, что этот погребально-поминальный комплекс соорудили представители тагарской культуры, причем сделали это поверх остатков погребений эпохи поздней бронзы. На рубеже нашей эры представители тесинской культуры использовали эти насыпи для захоронения собственных умерших.

Археологи из Южносибирского филиала Института истории материальной культуры РАН совместно с исследователями из научно-производственного объединения «Археология и историко-культурная экспертиза» в нынешнем сезоне продолжили исследование погребального комплекса Смирновка-4. В 2020 году они уже раскопали восемь курганов этого памятника, в которых находились погребения как тагарской культуры, так и тесинской.

В исследованном в этом году кургане скифского времени археологи тоже нашли тесинские захоронения. Они были совершены в большом склепе, в котором находились характерные для рубежа нашей эры артефакты: остатки изделий из бересты и китайского лака, бронзовые бляшки, бусины из стекла, а также железные ножи. Однако самыми важными, с точки зрения археологов, находками оказались гипсовые маски на лицах умерших. Хотя подобные находки делались и раньше, обычно сохранность масок крайне плохая — в распоряжении ученых в большинстве случаев оказываются лишь их обломки или просто отпечатки в грунте. На этот же раз исследователи нашли сразу несколько хорошо сохранившихся изящных погребальных масок, которые теперь предстоит законсервировать, дабы избежать дальнейшего разрушения.

Хакасия богата на древние памятники разных культур. Ранее на N + 1 рассказывали, что археологи уточнили хронологию бронзового века Минусинской котловины, раскопали могильники тагарской культуры, а также нашли курган с погребениями сразу трех культур.

Упадок Гёбекли-Тепе связали со снижением роли охоты и собирательства

На это указывает биоархеологическое исследование останков из Невалы-Чори

Биоархеологи и палеогенетики из Германии и Южной Африки провели исследование останков, обнаруженных на двух памятниках докерамического неолита B в Плодородном Полумесяце. Они заметили, что жители поселения Невалы-Чори между фазой I (8700–8300 годы до нашей эры) и фазой II (8300–7900 годы до нашей эры) перешли к менее мобильному образу жизни, а также снизили значение охоты и собирательства в своей системе хозяйства. По мнению исследователей, возможно, именно с этими процессами связан упадок роли Гебёкли-Тепе (и схожих с ним памятников) в качестве главного ритуального центра для общин, проживавших в верховьях Евфрата. Статья с результатами исследования опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.