Археологи в рамках охранно-спасательных работ раскопали в Хакассии курган могильника Уйтаг-3 и обнаружили, что погребения в нем начали делать еще племена афанасьевской культуры эпохи энеолита и ранней бронзы. В эпоху поздней бронзы и раннего железа сооружения в нем для своих умерших сделали уже носители тагарской и тесинской культур. Хотя курган многократно грабили, помимо многочисленных человеческих останков, археологи нашли керамику, бытовые предметы и украшения из бронзы и золота. Результаты раскопок представлены в журнале Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий.
Хакасско-Минусинская котловина богата на археологические памятники разных эпох. Еще в эпоху энеолита и ранней бронзы в эти степи добрались с территории Алтая первые скотоводы Южной Сибири – племена афанасьевской археологической культуры. Вместе с собой они принесли в регион много новшеств – первые металлические орудия, животноводство, традицию возведения погребальных курганов и, возможно, индоевропейские языки. Судя по недавним исследованиям, памятники афанасьевцев в Минусинской котловине относятся к XXX–XXV векам до нашей эры.
В финале позднего бронзового века, то есть на рубеже IX–VIII веков до нашей эры, в Минусинскую котловину пришли носители тагарской культуры, относящейся к скифо-сибирскому миру. На поздних этапах ее существования археологи отмечают распространение изделий из железа, хотя доминирующим металлом для изготовления орудий оставалась бронза. В частности, своих умерших тагарцы хоронили с уменьшенными или миниатюрными бронзовыми предметами вооружения, например, кинжалами или чеканами. Большинство тагарских памятников представляют собой могильники, которые состоят из значительного количества курганов (обычно не менее 10–20), которые размещались на террасах рек или у подножия сопок.
Около II века до нашей эры в Минусинскую котловину мигрируют новые кочевые племена, которые смешавшись с тагарцами образовали тесинскую археологическую культуру. Погребальные сооружения этого времени представлены большими одиночными курганами с ямами-склепами, в которых исследователи насчитывали до 200 захоронений. Нередки для этой культуры впускные могилы в более древние курганы. Археологи отмечают, что наряду с традиционным инвентарем носители тесинской культуры широко использовали золотую фольгу для украшения изделий из бронзы, дерева или глины, а лица своих умерших закрывали погребальными масками.
Евгений Богданов (Evgeny Bogdanov) и Алексей Тимощенко (Alexey Timoshchenko) из Института археологии и этнографии СО РАН представили результаты охранно-спасательных раскопок кургана-5 могильника Уйтаг-3, предваряющих строительство второго пути железной дороги в Аскизском районе Республики Хакасия. До работ этот памятник представлял собой холм высотой около двух метров, на поверхности которого находились две вертикальные стелы.
Археологи обнаружили, что этот курган использовали для захоронений в разные эпохи. Первоначально в эпоху палеометалла афанасьевцы возвели курган, в основании которого находилось каменное кольцо диаметром около 12,5 метра и высотой порядка 0,5 метра. В более позднее время носители тагарской культуры установили здесь каменную ограду размером 25,7×19 метров. Впоследствии в насыпь еще впустили три погребальных склепа, а саму ограду перестроили. Носители тесинской культуры также видоизменили курган: они вырыли в центре насыпи погребальную камеру с длинным дромосом, а также увеличили саму насыпь и поставили несколько стел.
Ученые отметили, что этот курган многократно грабили в разное время. Так, только в тесинскую погребальную камеру грабители проникали четыре раза. Само это сооружение представляет собой сруб размером 5×6 метров, к которому вел длинный дромос из горизонтально выложенных друг на друга плит. Сверху эта конструкция перекрывалась тонкими бревнами. Внутри погребальной камеры археологи обнаружили останки более 50 индивидов. На черепах некоторых людей ученые обнаружили остатки красных посмертных масок из глины и гипса. Также в погребении сохранились керамическая посуда, бронзовые зеркала-диски, пробойники, туески, а также железные ножи.
Три склепа, раскопанные в этом кургане, представляли собой четырехвенцовые срубы с бревенчатым полом. В этих погребениях археологи нашли чеканы, бронзовые зеркала, ножи, шилья, ножные браслеты, бронзовые пронизки и бляшки, а также керамику и остатки заупокойной пищи. Некоторые предметы указывают на высокий статус погребенных, например, обрывки золотой фольги, крупная бляха в виде оленя и глазчатая бусина. В одном из склепов этого кургана погребенных индивидов с богато украшенной одеждой и артефактами сместили с их первоначального места и захоронили дополнительно несколько десятков умерших.
Две конструкции в виде каменных ящиков оказались детскими безынвентарными погребениями. Кроме того, археологи обнаружили, что древнейшая погребальная конструкция этого кургана сохранилась достаточно плохо. В могильных ямах находились два парных захоронения мужчин и женщин, а также характерные для афанасьевской культуры керамические остродонные сосуды и чаши-курильницы.
В Минусинской котловине сохранились памятники и других археологических культур, например, таштыкской. Недавно археологи обнаружили в одной из таких могил свидетельства древней эксгумации, а также раскопали погребение с женским скелетом и погребальной куклой.
Михаил Подрезов
Палеопаразитологи изучили образцы из соляных шахт Халльштатта
Палеопаразитологи исследовали 35 палеофекалий XII–VII веков до нашей эры, найденных в соляных шахтах Халльштатта. Микроскопический анализ показал, что в 32 образцах присутствуют яйца гельминтов: власоглавов и аскарид. Кроме того, проанализировав 31 палеофекалию молекулярными методами, исследователи подтвердили присутствие в 16 образцах генов, характерных для человеческой аскариды. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.