Археологи нашли на Алтае погребение булан-кобинского подростка с «переходным» статусом

Археологи раскопали на Алтае курган, в котором находились останки мальчика 13–15 лет булан-кобинской культуры, жившего во второй половине IV — первой половине V века нашей эры. Ученые обратили внимание на «переходный» статус этого подростка: его похоронили вместе с предметами вооружения как взрослого человека, но без верхового коня. Возможно, это связано с отставанием мальчика в физическом развитии, или он прошел лишь один из этапов обряда инициации. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Вестник археологии, антропологии и этнографии.

В конце III — начале II века до нашей эры южносибирские кочевники попали под влияние азиатских кочевых империй: Хуннской, Сяньбийской и Жужанской. В этот период на Алтай пришло новое население, которое сыграло большую роль в формировании булан-кобинской археологической культуры, пришедшей на смену пазырыкской и просуществовавшей до середины I тысячелетия нашей эры. В настоящее время археологи исследовали уже несколько десятков могильников этого времени, однако до сих пор не нашли поселений.

Погребения булан-кобинцев в основном представляют собой подкурганные захоронения или впускные могилы, которые устраивались в более древних насыпях. Нередко в рамках погребального ритуала сооружались кенотафы, которые, видимо, предназначались для погибших вдалеке от родины или пропавших без вести, кроме того, зафиксированы обряды обезвреживания «опасных покойников». Практически всех умерших хоронили с сопроводительным инвентарем, например, мужчин — с предметами вооружения и верховым конем, а женщин — с украшениями. Недавно археологам удалось найти мумию ребенка булан-кобинской культуры, которого похоронили в шелковой одежде.

На территории Чемальского района Республики Алтай, на правом берегу Катуни, расположен погребально-поминальный комплекс Чобурак-I, исследования которого начались еще в конце 1980-х годов. Это разновременной могильник, в котором зафиксированы погребения, относящиеся к эпохам энеолита, Великого переселения народов и Средневековья. Прошлые раскопки показали, что часть погребений этого памятника относится к булан-кобинской археологической культуре.

Николай Серегин (Nikolai Seregin) совместно с коллегами из Алтайского государственного университета исследовал небольшой курган-29а могильника Чобурак-I, насыпь которого была сооружена из маленьких и средних камней. В могильной яме археологи обнаружили останки мальчика 13–15 лет, которого похоронили по обряду ингумации в вытянутом на спине положении.

Погребальный инвентарь этого подростка состоял из фрагментов сложносоставного лука, железных наконечников стрел с черешковым насадом, металлических элементов пояса, железного ножа, а также костяных артефактов — рукояти плети, гребня и застежек. Радиоуглеродный анализ показал, что это погребение относится к 395–542 годам до нашей эры. Типологический анализ артефактов позволил датировать находки второй половиной IV — первой половиной V века. Археологи считают, что этот памятник связан с носителями булан-кобинской культуры сяньбийско-жужанского времени.

Археологи обратили внимание, что подростка сопровождал инвентарь, который характерен для взрослых мужчин. Кроме того, они отметили, что предметы вооружения указывают на высокий прижизненный социальный статус этого человека. Возможно, этот мальчик уже успел пройти один из этапов обряда инициации, но еще не рассматривался в качестве полноценного взрослого — иначе бы его похоронили вместе с верховым конем. Антропологическое исследование останков этого индивида показало, что его физическое развитие отставало от нормы. Возможно, этим объясняется его «переходный» статус в кочевом обществе: мальчик принадлежал к богатой семье и достиг определенного возраста, однако был ограничен физически.

Ранее на N + 1 рассказывали об исследованиях других древних памятников, обнаруженных на Алтае. Так, археологи раскопали небольшой курган, в котором находилось погребение карлукского подростка с жеребенком, а также изучили курган раннескифского времени с детскими погребениями на краю.

У древних жителей Бахрейна нашли защищающий от малярии вариант гена