На Алтае раскопали погребение карлукского подростка с жеребенком

Археологи раскопали на Алтае небольшой курган, в котором находилась могила с останками подростка и жеребенка. Некоторые артефакты из этого погребения, например, кочедык, позволили ученым предположить, что индивид принадлежал к группе богатых и знатных мужчин-воинов. По мнению исследователей, этот памятник в VII веке нашей эры оставили карлуки. Об этом сообщается в журнале Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий.

В китайских источниках в связи с событиями первой половины VII века нашей эры неоднократно упоминается крупное объединение западнотюркских племен – карлуков. Первоначально они проживали на Алтае и во времена существования Тюркских каганатов входили в их состав. Карлуки нередко поднимали мятежи против каганов. Так, только в начале VIII века Бильге-каган и Кюль-тегин трижды пытались подавить мятежников, но это не всегда удавалось. Впоследствии они воевали с Империей Тан и уйгурами. Последние подчинили в середине VIII века карлуков на территории Синьцзяна. Однако часть из них откочевала в Семиречье, где вступила в конфликт с огузами и другими племенами. В конечном счете они основали там Карлукский каганат, который просуществовал до 940 года, когда его захватили тюрки из Восточного Туркестана.

Петр Шульга (Petr Shulga) и Глеб Кубарев (Gleb Kubarev) из Института археологии и этнографии СО РАН исследовали одиночный курган, расположенный в Алтайском районе Алтайского края неподалеку от Большой Тавдинской пещеры, который был обнаружен летом 2004 года. Он представлял собой небольшую возвышенность диаметром порядка двух метров и высотой до десяти сантиметров.

Археологи выяснили, что изначально каменная насыпь этого кургана достигала высоты 40 сантиметров, а ее диаметр — порядка 3,6 метра. Внутри могильной ямы, размер которой составлял 155×125 сантиметров, ученые обнаружили погребение человека с жеребенком. Останки принадлежали подростку, которого захоронили в положении лежа на правом боку с подогнутыми ногами и сведенными в области таза кистями рук.

В могиле археологи нашли достаточно богатый погребальный инвентарь: позолоченную бронзовую серьгу, два железных наконечника стрел, один из которых имел роговой свистунок. Кроме того, в погребении лежали железный нож, роговые накладки для лука, железные элементы наборного пояса, роговой кочедык и серебряный наконечник обувного ремешка. При обследовании костей коня археологи также обнаружили элементы снаряжения — железные удила, псалии и стремя.

Ученые отметили, что кочедык выступает достаточно редкой находкой. Как правило, его включали в погребальный инвентарь богатых и знатных мужчин-воинов. Типологический анализ остального вещевого комплекса позволил археологам датировать погребение VII веком нашей эры. Подобные погребения, как правило, относят к так называемой тюркской культуре. Однако сопоставление со сведениями из китайских письменных источников позволило предположить, что курган построили карлуки.

Ранее на N + 1 рассказывали о других находках археологов, сделанных на Алтае. Так, ученые обнаружили в пазырыкском могильнике погребение в каменном ящике и четыре черепа животных. А исследование мумии с Алтайских гор позволило выяснить, что это останки монгольского конного воина.

Медвежью кость с насечками назвали символическим предметом неандертальцев