На это указали находки из памятника Тель-Шикмона
Группа ученых проанализировала материалы бронзового и железного веков, собранные в Израиле во время раскопок памятника Тель-Шикмона. Исследователи пришли к выводу, что на протяжении примерно пятисот лет, около 1100–600 годов до нашей эры, здесь, по-видимому, находился крупный центр по производству пурпура. Об этом они пишут в статье, опубликованной в журнале PLoS One.
Пурпур — самый дорогой и статусный краситель, который использовали в Древнем мире по меньшей мере с начала II тысячелетия до нашей эры, то есть с эпохи бронзы. На сегодняшний день самые ранние потенциальные следы его производства происходят с острова Крит, где технология была известна уже в 1900–1700 годах до нашей эры. Впоследствии, примерно в середине II тысячелетия до нашей эры, центр производства этого красителя переместился в Левант — в известный финикийский город Тир, в честь которого краситель затем называли тирским пурпуром, а самим финикийцам приписывали его открытие.
В Средиземноморье пурпур главным образом получали из секрета желез трех видов морских моллюсков: обрубленных мурексов (Hexaplex trunculus), средиземноморских болинусов (Bolinus brandaris) и Stramonita haemastoma, скопления раковин которых часто выступают косвенными доказательствами того, что в этом месте изготавливали ценный краситель. К прямым доказательствам ученые относят, например, определенные скопления краски, окрашенные пурпуром орудия и сосуды, которые использовались для его изготовления. При этом по всему Средиземноморью до сих пор археологи обнаружили чуть больше десятка памятников с бесспорными свидетельствами производства пурпура, относящимися к периоду между 2000 и 600 годами до нашей эры. Разумеется, количество подобных мест, где следы производства пурпура менее убедительны, заметно выше.
На этот раз Голан Шалви (Golan Shalvi) из Чикагского университета вместе с израильскими коллегами сосредоточил свое внимание на памятнике Тель-Шикмона — давно известном поселении, остатки которого находится на окраине современного города Хайфа (север Израиля). В ходе прошлых раскопок археологи обнаружили там последовательность культурных слоев, охватывающих продолжительный период — от позднего бронзового века до византийского времени. Недавно исследователи уточнили стратиграфию этого памятника, собрали новые материалы, а заодно и пересмотрели старые коллекции находок, среди которых уже давно были известны раковины моллюсков и артефакты, указывающие на производство пурпура.
Помимо скоплений раковин моллюсков, из которых изготавливался ценный краситель, ученые сосредоточили свое внимание на артефактах, которые могли быть связаны с его производством. В общей сложности они проанализировали 176 таких предметов: семь окрашенных фиолетовым пигментом венчиков больших глиняных чанов, с реконструируемым диаметром горловины примерно в 60–80 сантиметров; 31 аналогичный артефакт, но без видимых следов краски; 29 окрашенных фрагментов тулов; десять обломков оснований сосудов; 82 прочих черепа с остатками пурпура; 17 каменных орудий и других артефактов со следами краски.
Химические анализы подтвердили, что фиолетовый пигмент на исследованных предметах представляет собой пурпур, изготовленный из секрета морских моллюсков — главным образом обрубленных мурексов, которых в древности можно было добывать неподалеку от этого прибрежного поселения. Сопоставив находки с культурными слоями, в которых их обнаружили, ученые пришли к выводу, что, по-видимому, на протяжении примерно 500 лет, около 1100–600 годов до нашей эры, в этом поселении непрерывно (с археологической точки зрения) существовало крупное производство пурпура с целыми мастерскими, масштабы которого исследователи раньше недооценивали. Более того, археологи полагают, что здесь был полный производственный цикл: от добычи и переработки моллюсков в краску до окрашивания текстильных волокон и ткани.
Окрашенные пурпуром остатки ткани много лет назад археологи обнаружили, например, в одной из македонских царских гробниц в Вергине, о которых можно подробно узнать из материала «Тень отца Александра Великого». Недавно ученые пришли к выводу, что, возможно, найденные фрагменты ткани представляют собой ни больше ни меньше остатки хитона Александра Македонского, который после смерти полководца достался его брату Филиппу III Арридею.
Ткань датируется IV веком до нашей эры
Греческие ученые проанализировали пигменты, использовавшиеся для украшения древнего македонского погребального ложа и для окрашивания найденных на нем остатков одеяния. Среди прочего, исследователи обнаружили, что некоторые декоративные элементы этого памятника были окрашены двумя красными минеральными пигментами: киноварью и красной охрой. А ткань, которая покрывала тело умершего, была окрашена пурпуром — самым дорогим красителем античного мира. Как сообщается в статье, опубликованной в Journal of Raman Spectroscopy, последнее подтверждает высокий социальный статус покойного.