Возможно, одеяние лежало в золотом ларце из Вергины
Греческий исследователь Антонис Барциокас представил новые аргументы в пользу того, что во второй гробнице царского некрополя в Вергине покоились останки македонского царя Филиппа III Арридея, а не его отца Филиппа II. Среди прочего, ученый сообщил о результатах исследования остатков ткани из большого золотого ларца, найденного в этом сооружении. Он утверждает, что, вероятно, они представляют собой остатки царского хитона Александра Македонского, то есть одной из регалий, перешедших к Арридею после смерти великого полководца. Результаты этого исследования опубликованы в Journal of Field Archaeology.
Почти полвека назад в греческом городе Вергина археологи раскопали так называемый Большой Курган — царский некрополь, построенный македонскими правителями в IV веке до нашей эры. На протяжении долгого времени утверждалось, что самая богатая гробница (номер II) этого комплекса представляла собой усыпальницу отца Александра Великого Филиппа II, а также одной из его жен или наложниц. Однако затем появилось множество аргументов, что на самом деле в этом двухкамерном склепе покоились останки Филиппа III Арридея, который несколько лет номинально правил страной после смерти Александра. Вторым человеком из этой гробницы в таком случае, по-видимому, была его супруга — Эвридика. Подробно о том, почему исследователи пришли к такому выводу, читайте в нашем материале «Тень отца Александра Великого».
В новой работе греческий антрополог Антонис Барциокас (Antonis Bartsiokas) из Фракийского университета имени Демокрита представил новые аргументы в пользу того, что во второй гробнице Большого Кургана находится усыпальница Арридея. В первую очередь он обратил внимание на остатки ткани, которые лежали вместе с кремированными останками в большом золотом ларце (ларнаксе) в основной камере гробницы номер II.
С помощью физических, химических и микроскопических методов ученые проанализировали эти остатки и обнаружили, что, в отличие от прошлых определений, в действительности находки представляли собой остатки материала, изготовленного из трех или четырех слоев хлопковой ткани. Внешние слои этого материала были окрашены в пурпурный цвет, в то время как один или два внутренних слоя — в белый. Кроме того, помимо растительных волокон, среди прочего, исследователи идентифицировали хантит — блестящий белый карбонатный минерал.
Пурпур и краска, содержащая хантит, были символами власти в Персии. Кроме того, хлопковая ткань была редкостью в Греции того времени. Учитывая это и сведения древних авторов, Барциокас пришел к выводу, что, скорее всего, остатки ткани первоначально представляли собой пурпурный хитон с белыми элементами — одну из деталей иранского наряда Александра Македонского, которую он перенял после покорения Персии. После смерти великого полководца в 323 году до нашей эры этот очень дорогой хитон вместе с некоторыми другими атрибутами царской власти перешли по наследству его единокровному брату Филиппу III Арридею, а впоследствии оказались в его гробнице, полагает Барциокас. Возможно, это же касается и крайне ценного золотого венка, обнаруженного в этой гробнице.
Помимо этого, Барциокас изложил свою гипотезу того, кто изображен на фризе гробницы, в которой, вероятно, покоились останки Арридея и его жены. Исследователь предполагает, что в этой композиции самыми важными фигурами выступают трое охотников, которые окружают льва. Охотник, одетый в пурпурный хитон с белыми элементами, который готовится пронзить животное копьем, по мнению ученого, изображает Александра Македонского. Два других важных персонажа в этой сцене — это отец великого полководца и его брат.
На фризе исследователь также обратил внимание на некоторые детали изображений животных. По его мнению, копытные животные представляют собой изображения джейранов, которые не обитали на территории Греции, в отличие от Персии. Эта и некоторые другие детали позволили Барциокасу предположить, что древний мастер изобразил на фризе сцену охоты, которая проходила в Азии — уже после похода Александра Македонского. Если его предположения верны, то это подтверждает, что в гробнице номер II не могли покоиться останки Филиппа II, и ее построили для Арридея и его жены Эвридики, которая покончила с собой вскоре после убийства мужа.
Почти десять лет назад в Греции обнаружили другое очень богатое и древнее погребение так называемого воина с грифоном, которого около 3500 лет назад похоронили на Крите. Подробнее о нем можно прочитать в материале «Воин с грифоном и бусами».
Они выяснили, что, скорее всего, останки из этого памятника принадлежали одному человеку, а не двум
Палеогенетики проанализировали ДНК, которую выделили из древних останков, найденных на итальянском палеолитическом памятнике Рипаро-Тальенте. Ученые пришли к выводу, что нижняя челюсть и кости посткраниального скелета принадлежали, скорее всего, одному взрослому мужчине, а не двум индивидам, как это предполагалось ранее. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Communications Biology, возраст останков составляет больше 16 тысяч лет.