Древнего кочевника похоронили с бараньим черепом на месте головы

Он жил в IV веке нашей эры

Археологи и антропологи описали необычное погребение IV века нашей эры, которое раскопали в Горном Алтае. Исследователи обнаружили в могиле останки взрослого мужчины, которого похоронили вместе с лошадью и достаточно разнообразным инвентарем. На его костях они выявили следы от предсмертных ранений, полученные, по-видимому, во время военного столкновения, а на месте отсутствовавшего черепа и нескольких позвонков оказался череп барана. Об этом сообщается в журнале Археология, этнография и антропология Евразии.

В конце III — начале II века до нашей эры на Алтай мигрировали новые группы населения, которые сыграли большую роль в формировании булан-кобинской археологической культуры, просуществовавшей до середины I тысячелетия нашей эры. От этих людей сохранились ритуальные комплексы, наскальные изображения, однако больше всего информации о них ученые получили из погребальных памятников. Последние в основном представляют собой подкурганные захоронения или впускные могилы, которые устраивались в более древних насыпях.

Покойных мужчин представители булан-кобинской культуры часто хоронили вместе с предметами вооружения, а также верховой лошадью, а женщин — вместе с украшениями. Порой на их могильниках встречаются кенотафы — символические могилы без человеческих останков, которые, видимо, сооружались в память о людях, погибших вдалеке от родины или пропавших без вести (вероятно, во время участия в военных конфликтах). О том, что представители этой культуры принимали участие в вооруженных столкновениях, говорят и находки из некоторых погребений. Например, недавно ученые описывали случай, когда булан-кобинцу прострелили голову железным бронебойным наконечником, или, например, когда в могиле нашли обезглавленного мужчину.

Николай Серегин (Nikolai Seregin) совместно с коллегами из Алтайского государственного университета описал пример еще одного необычного захоронения булан-кобинской культуры. Во время раскопок на памятнике Чобурак-I, который еще в 1980-е годы открыли в Чемальском районе Республики Алтай, исследователи выявили ряд разновременных захоронений, самые древние из которых относились к эпохе энеолита, а самые поздние — к Средневековью. Среди них были и погребения булан-кобинской культуры.

В одном из курганов археологи обнаружили погребение взрослого мужчины, который прожил около 30–35 лет. Вместе с ним в могиле лежали останки коня с элементами узды, а также весьма разнообразный инвентарь: фрагменты сложносоставного лука, не меньше десяти железных наконечников стрел, колчанный крюк, остатки двух металлических ножей и обломки котла. По типу этих вещей ученые определили, что, скорее всего, погребение датируется серединой или второй половиной IV века нашей эры, чему не противоречили и три полученных радиоуглеродных даты.

Антропологи обнаружили, что на костях этого человека присутствовали однотипные повреждения без признаков заживления. Их характер говорит о том, что перед смертью мужчина получил несколько ранений клинковым оружием. По-видимому, это свидетельствует о том, что он принимал активное участие в военном конфликте, во время которого противник нанес ему несколько ранений оружием, похожим на меч. Травмы такого же характера ученые также выявили еще у двоих древних кочевников из этого некрополя.

Кроме того, у найденного скелета не было головы и пяти шейных позвонков. Зато на их месте археологи обнаружили череп, который в действительности принадлежал молодому барану и, видимо, имитировал голову покойного во время похорон. По словам ученых, прямых аналогов подобного обряда у древнего населения юга Сибири еще не фиксировалось. Однако во время раскопок памятника Туннуг-1, расположенного в скифской «Долине царей», ученые нашли останки обезглавленной женщины, на месте черепа которой лежали нож и кость мелкого рогатого животного, а в склепе тесинского времени, раскопанном много лет назад в Кемеровской области, археологи обнаружили глиняную маску, вылепленную на овечьем черепе. Авторы новой работы в качестве гипотезы выдвинули предположение, что, возможно, и найденный в Горном Алтае череп первоначально представлял собой маску, однако никаких ее остатков выявить не удалось.

Ранее исследователи описали другое погребение из этого же некрополя. В нем они нашли останки мальчика-подростка, жившего в IV или V веке нашей эры. Это захоронение привлекло к себе внимание тем, что, по-видимому, этот подросток обладал «переходным» статусом в своем обществе, по этой причине его похоронили вместе с оружием (как взрослого), но без коня (как ребенка).

В Суздале нашли редкую византийскую костяную накладку на шкатулку