Барнаульские археологи исследовали материалы из погребения могильника Карбан-I, раскопанного в Республике Алтай. Оказалось, что в нем находились останки мужчины 30–40 лет среднего социального статуса, который был представителем булан-кобинской культуры и жил в первых веках нашей эры. Ученые обнаружили внутри его черепа железный бронебойный наконечник стрелы, еще три костяных наконечника находились в теле умершего. По всей видимости, мужчина стал жертвой конфликта и был убит выстрелами со спины. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Российская археология.
Кочевые племена Южной Сибири и прилегающих регионов, начиная с конца III — начала II века до нашей эры, последовательно попадали под влияние трех кочевых империй, сложившихся в Центральной Азии: Хуннской, Сяньбийской и Жужанской. В это время в регион проникает новое население, благодаря которому сложилась полиэтничная булан-кобинская археологическая культура, просуществовавшая вплоть до середины I тысячелетия нашей эры. Свое название она получила в 1990 году после исследования одноименного погребального комплекса, расположенного в Горном Алтае.
Булан-кобинцы занимали территории пригодные для ведения яйлажно-горнодолинного скотоводства. Кроме того, их хозяйство дополнялось собирательством, охотой и домашним ремеслом (металлургией, деревообработкой и косторезным делом). До наших дней от них сохранились ритуальные комплексы, наскальные изображения, но основным типом памятников выступают погребальные комплексы, представленные главным образом подкурганными и впускными захоронениями. Кроме того, характерной чертой этой культуры выступает сооружение кенотафов, что говорит об активном участии этих людей в военных конфликтах.
Николай Серегин (Nikolay Seregin) из Алтайского государственного университета изучил материалы из кургана-14, раскопанного в могильнике Карбан-I в Чемальском районе Республики Алтай еще в 1989–1990 годах. В ходе разбора этой конструкции археологи выявили каменное надмогильное сооружение размером 2,7×1,8 метра, по периметру которого находилась крепида. Раскопав насыпь и убрав перекрытия, археологи обнаружили каменный ящик размером 1,9×0,45 метра внутри которого лежали в вытянутом на спине положении непотревоженные останки мужчины 30–40 лет.
Вместе с останками археологи нашли достаточно разнообразный, хоть и небогатый погребальный инвентарь. Он представлен роговыми накладками от составного лука, несколькими наконечниками стрел, железными пряжкой, ножом и шилом, а также белой бусиной и просверленным рыбьим позвонком. Кроме того, три костяных (роговых) наконечника, судя по их расположению, находились в теле умершего мужчины: между грудными позвонками, в правой половине грудной клетки и в области правой плечевой кости. Однако самая неожиданная находка лежала внутри черепа — там находился бронебойный железный наконечник трехгранного сечения. По словам археологов, такой тип артефактов у представителей булан-кобинской культуры раньше не встречался, поэтому, видимо, он связан с чужеродным населением.
Ученые отметили, что отверстие в черепе представляет собой почти равнобедренный треугольник размером 10×10×7 миллиметров. Судя по характеру повреждений и отсутствию следов заживления на черепе и посткраниальном скелете, ученые сделали вывод, что гибель мужчины произошла в результате конфликта с использованием оружия дальнего боя, причем все выстрелы наносились со спины. Археологи считают, что мужчина относился к карбанской погребальной традиции булан-кобинской культуры и жил во II — первой половине III века нашей эры. По всей видимости, он занимал невысокое положение в своем обществе и не был профессиональным воином.
Ранее на N + 1 рассказывали о других археологических находках, сделанных на Алтае. Так, барнаульский ученый описал парное погребение в кургане пазырыкской региональной элиты. Кроме того, исследователи нашли парное погребение двух подростков, которых нарекли афанасьевскими «Ромео и Джульеттой».
Михаил Подрезов
На это указал анализ стабильных изотопов
Французские ученые проанализировали изотопный состав четырех естественным образом мумифицированных останков людей додинастического периода и связанных с ними шкур животных и циновок. Исследователи обнаружили, что высокие значения индекса δ15N в коже и костях этих индивидов нельзя объяснить употреблением мясных и молочных продуктов, морской и пресноводной рыбы, а также засухой. Поэтому они выдвинули гипотезу, что, возможно, высокие значения этого показателя связаны с тем, что жители додинастического Египта удобряли почву навозом. Об этом ученые пишут в препринте, выложенном на сайте bioRxiv.org.