Биоархеологи исследовали останки 65 носителей кокэльской культуры, которые были обнаружены в тувинской «Долине царей». Анализ стабильных изотопов показал, что рацион этих людей состоял в основном из проса, мяса и молочных продуктов, полученных от травоядных животных. Ученые не нашли различий в питании мужчин и женщин, а также отметили, что большинство обследованных индивидов, вероятно, имели местное происхождение. Результаты исследования опубликованы в American Journal of Biological Anthropology.
На территории Республики Тыва расположен комплекс памятников раннескифского времени «Долина царей», названная так по аналогии с одноименным погребальным комплексом в Луксоре. Там находится большое количество крупных курганов IX–VII веков до нашей эры, которые представляют собой погребения знати уюкской археологической культуры. В 2017 году ученые начали исследовать один из таких курганов — Туннуг-1, основная часть которого была возведена около 830–800 годов до нашей эры.
В 2018–2019 годах археологи провели раскопки на значительной площади, расположенной к югу от основной насыпи этого кургана, где они нашли многочисленные погребения более поздних эпох. Так, ученые обнаружили останки 87 индивидов, относящихся к кокэльской археологической культуре, которая получила распространение в регионе после распада Хуннской империи. Кокэльцы, как правило, хоронили своих умерших в грунтовых ямах, над которыми возводили небольшие курганы. Нередко они устраивали свои погребально-поминальные комплексы в курганах более ранних степных культур. Погребальный инвентарь кокэльцев обычно включает один или два керамических сосуда, железные ножи и пряжки, кости животных, реже — предметы вооружения.
Марко Милелла (Marco Milella) из Бернского университета совместно с коллегами из Австралии, России, Швейцарии и Эстонии исследовал диету, мобильность и социальную структуру евразийских степных популяций. Для этого ученые отобрали останки 65 людей II–IV веков нашей эры, раскопанные на памятнике Туннуг-1 в Республике Тыва, которые относятся к кокэльской археологической культуре.
Анализ стабильных изотопов углерода и азота показал, что местные жители вели смешанное хозяйство. Так, рацион людей в основном состоял из C4-растений (около 49,6–53 процентов), а также мяса и молочных продуктов травоядных животных (около 21,7–30,2 процента). Ученые полагают, что кокэльцы употребляли в пищу главным образом просо (Panicum), выращивать которое в Южной Сибири начали около 2000 года до нашей эры. Возможно, они также питались и пресноводной рыбой, но подтвердить эту гипотезу исследователи не смогли.
Биоархеологи отметили, что они не нашли статистически значимых различий в питании между мужчинами и женщина. Это, по их мнению, свидетельствует об одинаковой или сходной доступности ресурсов. Хотя, возможно, некоторые различия в их диете все же были (например, потребление разных частей туши), но они не могут быть обнаружены в ходе анализа стабильных изотопов.
Исследование стабильных изотопов серы подтвердило гипотезу ученых, что большинство останков принадлежало людям местного происхождения. По всей видимости, лишь три индивида могли прибыть из других регионов. Ученые отметили, что это характерно и для многих других древних популяций евразийских степей, мобильность которых во многом ограничивалась ведением отгонного скотоводства.
Биоархеологи также решили проверить, существовала ли связь между питанием людей и их социальным статусом. Ученые не нашли корреляций между богатством погребального инвентаря и диетой, однако они обратили внимание на останки индивидов с предсмертными травмами, часть из которых была обезглавлена. Они отметили, что в этих образцах значения изотопов углерода и азота оказались ниже, чем в остальной выборке. Это может свидетельствовать о том, что эти люди употребляли в пищу меньше проса, мяса и молочных продуктов. Однако о причинах такой связи, по мнению биоархеологов, судить сложно. Возможно, эти люди обладали более низким социальным статусом или происходили из других регионов.
Ранее на N + 1 рассказывали о других археологических исследованиях, проведенных в скифской «Долине царей». Так, ученые раскопали погребение знатной женщины с ребенком, а также обнаружили бронзовую корону.
Михаил Подрезов
Ученые провели магнитную съемку в Дур-Шаррукине
Йорг Фассбиндер (Jörg Fassbinder) из Мюнхенского университета Людвига и Максимилиана совместно с коллегами девятого декабря представил на ежегодной конференции Американского геофизического союза результаты магнитометрического исследования древнего ассирийского города Дур-Шаррукин (ныне — Хорсабад), который находится на территории современного Ирака. В 2022 году ученые провели магнитную съемку примерно 0,3 квадратных километра памятника. Во время этой работы, среди прочего, они нашли участок, на котором, возможно, располагались дворцовые сады, а также выявили места, где под слоем грунта, вероятно, находятся остатки пяти больших сооружений, включая одно здание, которое, по оценкам специалистов, насчитывает 127 комнат.