Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Сегодня уже четвертый день показа «Доисторической планеты», нового мини-сериала о жизни в позднем мелу. Дэвид Аттенборо показывает нам разнообразных динозавров, а Семён Морозов, наш палеонтологический редактор, смотрит на них и соотносит это с тем, что известно ему об этих животных из научных статей. Вот ссылки на рассказы о первой, второй и третьей серии, а ниже — разбор четвертой.
Серия начинается на Аляске. Первым на экране появляется дромеозавр (Dromaeosaurus), небольшой хищный динозавр, — хотя это может быть и какой-то другой дромеозаврид. Дэвид Аттенборо (если смотреть в русской озвучке, то Николай Дроздов) сообщает, что близится конец долгой полярной зимы, но с добычей пока что не густо — поэтому дромеозавр довольствуется жуком, который неосторожно полз по ветке (но не слишком ли еще холодно для насекомых?).
Полярные регионы в сериале также населяют:
Затем нам показывают, как с юга возвращаются гадрозавры. Я несколько удивлен тем, что создатели сериала придерживаются гипотезы, согласно которой динозавры с наступлением холодов мигрировали в более теплые регионы. Потому что еще в прошлом году было убедительно показано, что гадрозавры, как и другие динозавры, жили в полярных широтах. Кроме того, нам показывают, что климат на Аляске в конце мелового периода был таким же, как и сейчас, — но на самом деле там все же было теплее (и на расселение растительноядных динозавров в первую очередь влияли осадки, а не температура). Подозреваю, что климат посуровее сделали ради красивой заснеженной картинки.
Затем нам показали орнитомимов — в отличие от дейнохейра из предыдущей серии, эти страусоподобные динозавры оправдывают свое название. Режиссеры решили поселить орнитомимов на Аляске, скорее всего, опираясь на находки неопределенных орнитомимозавров, так как сам орнитомим (Ornithomimus) здесь не обитал. В этой сцене самцы орнитомимов строят на земле гнезда из веток — а один из них ворует у соседей стройматериалы. Создатели явно вдохновились поведением современных птиц. К примеру, пингвинов часто застают за воровством у соседей камней, из которых они строят гнезда.
А еще нам показали динозавра из России — олоротитана! Его имя означает «гигантский лебедь» — он получил его потому, что его шея длиннее, чем у других гадрозавров. Олоротитана обнаружили в отложениях удурчуканской свиты (Udurchukan Formation) в Амурской области. В сериале олоротитаны идут по доисторический России на север, к вулканам, чтобы отложить яйца в теплый вулканический песок.
Затем мы снова переносимся на Аляску — а там уже бушует лесной пожар. Этим пользуется хищный троодонтид, который ловит животных, бегущих от огня. И этим он не ограничивается: динозавр берет тлеющие ветки в зубы и поджигает растения у нор небольших млекопитающих, чтобы выкурить их оттуда. Это может показаться фантастикой, но поджигатели среди животных встречаются и сегодня. Ученые предполагают, что так делают некоторые хищные птицы в Австралии: в частности, есть свидетельства людей, застававших за подобным черных коршунов (Milvus migrans). Правда, на других континентах за ними ничего подобного не замечали. Тем не менее, вполне допустимо, что и троодонтид мог до такого додуматься — чем он хуже коршуна? Ведь мозг у него был большой (о том, кто еще получает выгоду от пожаров, читайте в материале «Некоторые любят погорячее»).
Следом нам демонстрируют Антарктиду. В то время здесь еще росли леса (о том, как когда-то выглядел этот континент, мы писали в материале «Зеленая Антарктида»). Здесь молодые антарктопельты, панцирные динозавры, ищут себе зимнее логово. Если это намек на то, что они впадали спячку, то надо сказать, что научных доказательств этому нет. Раньше палеонтологи на основе гистологического строения костей действительно думали, что некоторые антарктические динозавры так делали, но затем пересмотрели свои результаты. Более того, есть данные и конкретно по антарктопельте: гистологическое строение ее костей не отличается от такового у родственников из низких широт.
А потом снова Аляска — теперь тут разгорелся конфликт между рогатыми пахиринозаврами и хищными нанукзаврами. Если честно, то, как изобразили пахиринозавров, мне не нравится: их спина и хвост усеяны похожими на иглы структурами, которые как будто просто срисовали с дикобраза.
И я понимаю, откуда они взялись. Дело в том, что однажды палеонтологи обнаружили экземпляр пситтакозавра (Psittacosaurus) — это такой примитивный двуногий цератопс — с образованиями на хвосте, которые напоминали щетину или иглы. Что это такое, до сих пор не ясно — может, они гомологичны перьям, а может и нет. Но после этой находки палеохудожники часто стали рисовать всех пситтакозавров с этой щетиной — как и других цератопсов. Если с щетиной пситтакозавров я еще могу смириться (хотя нашли ее только у одного, а всего их известно около десятка видов), то в отношении других цератопсов это, на мой взгляд, перебор.
А в бонусном видео нам рассказали, на чем создатели основывались, когда рисовали групповую охоту нанукзавров. Если коротко, то это прежде всего ископаемые следы трех особей тираннозаврид, найденные в одном месте, а также моновидовые скопления окаменелостей различных динозавров (но могли бы и упомянуть, что такие скопления известны конкретно для тираннозаврид). И конечно же, они вдохновлялись поведением современных животных.
Если честно, я заранее ждал, что события в этой серии будут противоречить последним научным данным, — так и получилось. Но если закрыть на это глаза, то в общем-то серия получилась очень неплохой — чего стоят забавный орнитомим-воришка и новорожденные олоротитаны. А о том, как вообще жилось динозаврам в полярных регионах, вы можете прочитать в нашем материале «Полярники мезозоя».
Завтра выходит последняя серия — нам покажут жизнь в лесах мелового периода. Говорят, там мы увидим очередного гигантского птерозавра, а также необычного хищника, рогатого карнотавра.