Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Журнал Nature опубликовал свой традиционный список девяти «героев» и одного «злодея» мира науки уходящего года. В него ожидаемо вошли сразу три человека, связанные с пандемией коронавирусной инфекции. Не обошла редакция журнала вниманием и китайскую миссию к Марсу, климатологов и руководителя американского Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA). Рассказываем, кто из них отличился, а кто провинился в 2021 году.
Каждый год британский журнал Nature выделяет не только ученых, совершивших прорывные открытия, но и медиков, политиков и даже активистов. В прошлом году сразу шесть из десяти героев года были связаны с борьбой против ковида — среди них нашлось место премьер-министру Новой Зеландии Джасинде Ардерн (Jacinda Ardern) за решительные меры, позволившие не допустить вспышки ковида в стране. До этого в список попадали Грета Тунберг (Greta Thunberg) за стремление привлечь внимание к климатическим изменениям, Эмили Уайтхед (Emily Whitehead), ставшая первым пациентом, который победил рак с помощью генной терапии CAR-T, и даже создатель ГМ-детей Хэ Цзянькуй (He Jiankui), который сейчас продолжает сидеть в китайской тюрьме за свой поступок (подробнее о том, чего ждать миру от появления генно-модифицированных людей, можно узнать в нашем материале «Исправленная редакция»).
В этом году десятка Nature выглядит так.
Список открывает заместитель генерального секретаря ООН и исполнительный директор ЮНЭЙДС — объединенной программы, созданной для скоординированной борьбы с эпидемией ВИЧ по всему миру. Бьянима уже не первый год один из главных критиков интеллектуальной собственности на жизненно необходимые медицинские продукты, такие как вакцины от малярии, лекарства от ВИЧ, а теперь, естественно, еще и антикоронавирусные прививки. Организованная ей группа ЮНЭЙДС People’s Vaccine Alliance целенаправленно занимается лоббированием идеи «вакцинного равенства» в международной политике. В этом году Бьянима одержала свою первую победу — США поддержали предложение ЮАР и Индии об отказе от защиты патентов, связанных с вакцинами от ковида, чтобы нарастить производственные мощности. Однако некоторые страны, в том числе и члены ЕС, выступили против. Недовольны происходящим, естественно, и корпорации-разработчики.
Разумеется, во второй год пандемии вряд ли в десятке мог оказаться лишь один человек, занимающийся борьбой с ковидом. Редакция Nature также отметила директора Centre for Epidemic Response & Innovation Южной Африки, биоинформатика Тулио де Оливейра. 25 ноября он объявил об открытии нового варианта коронавируса SARS-CoV-2 — омикрона (23 ноября его обнаружил британский вирусолог Том Пикок, о чем можно прочитать в нашем материале «Наследники и смутьян»). Исследователь предположил, что обнаруженные мутации могут позволять вирусу уходить от иммунитета, сформированного у переболевших и вакцинированных людей, и оказался прав. Это не первый «вариант, вызывающий беспокойство», на который де Оливейра обратил внимание: год назад его команда обнаружила в ЮАР бета-вариант. Поэтому ученый знал, что сообщая о еще одном опасном варианте, он рискует навредить экономике стран юга Африки. Но, по его словам, ждать и смотреть в этой ситуации — не лучший вариант.
Еще одним человеком, связанным с борьбой против коронавирусной инфекции, оказалась Меган Калл — эпидемиолог из Национальной службы здравоохранения Великобритании. Ее отметили за просветительскую работу в твиттере и серию доступных разъяснений на десятках брифингов, посвященных растущему беспокойству и замешательству вокруг пандемии. За год она сделала более шести тысяч постов по этой теме. Сама Калл считает, что ее публичное общение с людьми укрепило доверие британцев к данным правительства.
Немецкий климатолог Фридерика Отто из Оксфордского университета в этом году занималась исследованиями необычайной жары, которая установилась в Канаде и США минувшим летом и привела к сотням жертв. Отто и ее коллеги продемонстрировали, что эта волна жара (heatwave) была бы невозможна в регионе, если бы не антропогенные изменения климата. Кроме того, коллектив Отто в этом году принимал участие в исследованиях разрушительных июльских наводнений в Бельгии и Германии, апрельской волны холода во Франции и засухи на Мадагаскаре и пришел к выводу, что рост выбросов парниковых газов действительно повлиял на то, что экстремальные погодные условия стали возникать чаще.
Виктория Таули-Корпуз до 2020 года года была специальным докладчиком ООН по правам коренных народов. Nature выделяет ее за «многолетнюю борьбу по защите биоразнообразия и климата»: на международном саммите по климату COP26 несколько богатых стран и более десятка благотворительных организаций выступили в поддержку ее идей и обязались выделить 1,7 миллиарда долларов США на помощь коренным народам, сохранение лесов и биоразнообразия.
В прошлом году к Марсу отправился первый китайский спускаемый аппарат для изучения четвертой планеты от Солнца, автоматическая станция «Тяньвэнь-1» (подробнее о ней можно прочитать в нашем материале «Вопросы к небу»). В мае 2021 года детище Чжана Жунцяо благополучно совершило посадку и выгрузило на планету марсоход. Так Китай стал второй страной после США, чей ровер успешно добрался и отработал на Марсе.
Каждый год Nature отмечает людей, которые борются за соблюдение этических принципов в науке. На этот раз таких людей оказалось двое. Первая — американская программистка Тимнит Гербу, которая занимается исследованием и описанием этических искажений в машинном обучении (некоторые из них мы разбираем в материале «Она предсказала убийство»). Свою известность Гербу получила после скандального увольнения из Google: корпорация сопротивлялась публикации ее статьи об этических проблемах с разработкой и обучением языковых моделей, которые в последние годы развивают все крупные технологические гиганты. Сейчас Гербу возглавляет независимый исследовательский центр DAIR, который создала в этом году и продолжает активно сотрудничать с сообществом «Black in AI» — объединением чернокожих специалистов в области машинного обучения.
Вместе с ней редакция британского журнала упоминает Гийома Кабанака, который изобрел новый способ находить подозрительные научные публикации. Кабанак специализируется на анализе научной литературы — и в ходе своей работы заметил, что в ряде статей присутствуют странные фразы, возникающие, по всей видимости, при машинном переводе текста с английского на другой иностранный язык, а затем обратно. Подобные признаки теперь служат маркером для поиска публикаций недобросовестных авторов с помощью программы SCIgen — ей, например, пользуются участники сообщества научных рецензентов PubPeer. За все время они, пользуясь методом Кабанака, нашли более 2000 статей со странными фразами, указывающими на низкий уровень рецензирования или вовсе его отсутствие в журналах, среди которых были также и те, что принадлежат издательству Springer Nature.
Джон Джампер (John Jumper) из компании DeepMind удостоился упоминания за создание алгоритмов машинного обучения AlphaFold и AlphaFold2, способных с высокой точностью предсказывать структуру белков на основе соответствующих им нуклеотидных последовательностей. Хотя первая версия этого инструмента была создана еще в 2018 году, прорыв произошел после сотрудничества с учеными из Европейского института биоинформатики. Им удалось предсказать структуру почти всех белков человека и еще 20-ти других организмов (подробнее об этом достижении читайте в материале «Гадание на белковой гуще»). В следующем году они планируют опубликовать структуру почти половины всех известных белков, предсказанную тем же самым алгоритмом (подробнее о самой технологии — в материале «Большие биологические данные»).
Антигероем этого года стала Джанет Вудкок (Janet Woodcock), которая заняла пост исполняющего обязанности главы FDA после прихода к власти администрации Джо Байдена. На нее многие журналисты возлагают часть вины за бушующую в США опиоидную эпидемию — она была ответственна за утверждение нового перечня медицинских опиоидов, которое многие эксперты сегодня называют одним из главных регуляторных провалов в истории США. Еще больший удар по репутации Вудкок нанесло одобрение этим летом препарата адуканумаб от болезни Альцгеймера (подробнее о проблемах лекарств от Альцгеймера и неоднозначности одобрения адуканумаба читайте в материалах «Пятый лишний» и «В мире сложных решений»). Однако уже осенью американские медики сообщили, что у трети пациентов, принимавших это лекарство, возник отек головного мозга, а у 19 процентов — очаги кровоизлияния.