Создатель CRISPR-детей вошел в десятку людей года по версии Nature

Китайский ученый Цзянькуй Хэ, создатель первых в истории генно-модифицированных людей, вошел в список десяти людей года по версии журнала Nature. Помимо него в этом списке оказались борцы за открытый доступ к научной информации, исследователи климата, палеогенетики и создатели новых материалов, астрономы и борцы с пластиковым мусором. Перечень персон года опубликован на сайте журнала.

Каждый год журнал Nature представляет список из десяти ключевых персон года в сфере науки — ученых, разработчиков, политиков. В 2017 году в него вошли специалисты по генной инженерии и гравитационным волнам, борцы за ядерное разоружение и гендерное равенство, а также маленькая девочка, преодолевшая рак с помощью генной терапии. Но был в нем и антигерой — член администрации президента США Скотт Прюитт, решивший свернуть науку в Агентстве по охране окружающей среды.

В этом году на роль антигероя в списке Nature может претендовать Цзянькуй Хэ, который привлек всеобщее внимание заявив, что ему удался эксперимент по генной модификации человека, и первые в истории генно-модифицированные люди уже живут среди нас. Это девочки-близнецы, у которых с помощью технологии CRISPR был искусственно изменен ген, отвечающий за восприимчивость к ВИЧ. При этом о самом эксперименте автор объявил не с помощью публикации в научном журнале, а в видеоролике на YouTube. Университет, где работал Цзянькуй Хэ, открестился от этого проекта, коллеги осудили экспериментатора, а китайские власти начали расследование.

Палеогенетик Вивьен Слон (Viviane Slon) оказалась в списке благодаря удивительному открытию, которая она и ее коллеги сделали, анализируя ДНК из фрагмента кости, обнаруженной в Денисовой пещере. Ее обладатель, девочка-подросток, оказалась первым известным ребенком женщины-неандертальца и мужчины-денисовца.

Физику Юаню Цао (Yuan Cao) был всего один 21 год, когда он вместе с коллегами сумел сделать двуслойный графен сверхпроводящим, а его коллега, специалист по физике полимеров Джесс Уэйд (Jess Wade) оказалась в списке благодаря своей попытке скорректировать гендерный крен в науке: не рассчитывая на славу, она написала в Википедии сотни статей, посвященных женщинам-ученым.

Европейский чиновник Роберт-Ян Смитс (Robert-Jan Smits) стал главным архитектором европейского плана по продвижению открытого доступа к научной информации. План «S», который он запустил, подразумевает, что основные грантодатели (сейчас их 16) будут требовать публикации научных результатов в открытом доступе. Открытые данные использует еще одна персона года по версии Nature — Барбара Ри-Вентер (Barbara Rae-Venter). Используя геномные базы данных она смогла идентифицировать серийного убийцу из Калифорнии.

За работу с данными космического телескопа «Гайя» был отмечен астроном Энтони Браун (Anthony Brown), которому пришлось руководить обработкой информации о миллиарде звезд. Его японский коллега Макото Йосикава(Makoto Yoshikawa) вошел в список за руководство миссией «Хаябуса-2», которая сейчас исследует астероид Рюгу.

Климатолог Валери Массон-Дельмотт (Valérie Masson-Delmotte) сыграла ключевую роль в подготовке доклада Межправительственной группы экспертов по изменению климата (IPCC), который отвечает на вопрос: можно ли ограничить рост глобальной средней температуры на уровне 1,5 градуса. Малайзийский министр Би Йинь Йео (Bee Yin Yeo) был включен в список за его усилия по борьбе с пластиковым мусором.

Антиэстрогенные средства помогли побороть эстрогеннегативный рак