Омикрон-вариант вызвал легкий ковид у троекратно привитых мРНК-вакциной

Ученые из Германии и ЮАР наблюдали семь человек, привитых тремя дозами мРНК-вакцины (один человек получил одну дозу Vaxzevria), которые заразились омикрон-вариантом коронавируса. У всех пациентов развилась характерная для ковида симптоматика, но никому не потребовалась госпитализация. Исследователи подтвердили, что омикрон-вариант способен обходить иммунитет, сформированный мРНК-вакцинами, но защита от тяжелой формы болезни сохраняется. Об этом сообщается на сайте препринтов Social Science Research Network.

В ноябре 2021 года британский вирусолог обнаружил четыре подозрительных генома, которые происходили, предположительно, из Ботсваны. В них ученый насчитал 32 мутации, которые ранее не встречались в распространенных по миру вариантах коронавируса. Новый вариант оказался, по всей видимости, действительно заразнее, чем дельта, и вызвал всплеск заболеваемости в ЮАР. ВОЗ 26 ноября 2021 года дала ему название омикрон и присвоила статус VOC, то есть вариант, который вызывает озабоченность.

Омикрон-вариант коронавируса нашли уже во многих странах мира. Совсем недавно его обнаружили и у российских путешественников, вернувшихся из ЮАР. Кроме того, уже появились первые данные об эффективности вакцин. Так, биологи выяснили, что антитела, выработанные после вакцинации препаратом Pfizer/BioNTech, в 41 раз хуже нейтрализовали омикрон-вариант.

Констанце Кульман (Constanze Kuhlmann) из Мюнхенского университета совместно с учеными из ЮАР представила результаты наблюдений за жителями Германии, которые в конце ноября — начале декабря 2021 года заболели ковидом в Кейптауне. Группа состояла из семи человек (пять мужчин и две женщины) возрастом от 25 до 39 лет.

Исследователи отметили, что никто из этой группы раньше ковидом не болел, зато все они были привиты. Шесть пациентов прошли полный курс вакцинации препаратом Pfizer/BioNTech, пять из них в октябре или начале ноября 2021 года получили третью дозу этой же вакцины, а один — повторно привился вакциной Moderna. Седьмой человек получил первую дозу вакцины Vaxzevria, а после привился двумя дозами препарата Pfizer/BioNTech.

С помощью молекулярного анализа ученые подтвердили, что пять человек заразились именно омикрон-вариантом коронавируса. Инфицированных поместили на домашнюю изоляцию. У всех семерых человек развились симптомы ковида: боль в горле, усталость, головные боли, сухой кашель. В целом, все пациенты описали свои симптомы как легкие или умеренные. Никому из них не потребовалась госпитализация, а сатурация кислорода в крови оставалась в норме.

Ученые отметили, что все семь человек получили бустерные дозы вакцины спустя пять—десять месяцев после второй прививки, а всего через один—два месяца они заболели. По мнению исследователей, полная вакцинация с последующей бустерной дозой продолжает обеспечивать хорошую защиту от тяжелой формы ковида. Однако пока период наблюдений слишком короткий и они не исключили, что могут проявиться отдаленные последствия перенесенного заболевания. Это исследование подтвердило, что омикрон-вариант коронавируса способен обходить иммунитет, сформированный мРНК-вакцинами.

Подробнее узнать о новых конкурентах дельта-варианта коронавируса можно в нашем материале «Наследники и смутьян».

«Эпидемии и общество: от Черной смерти до новейших вирусов»