Россию обвинили в испытании оружия в космосе. Что об этом известно

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Космическое командование США заявило, что 15 июля Россия провела на орбите испытания противоспутникового оружия с участием двух аппаратов, один из которых выпустил на орбиту третий объект. В тот день Министерство обороны России рассказало об испытании спутника-инспектора, который осмотрел второй аппарат, а после заявления американцев российский МИД ответил, что испытания не создали угрозу другим аппаратам и не нарушали международных норм. У ситуации есть и третья сторона: независимые астрономы, которые давно отслеживали странные маневры на орбите. Разбираемся, что известно об этих испытаниях и что за третий объект мог выпустить на орбиту российский спутник.

Обвинения Космического командования США звучат довольно серьезно на фоне предыдущих: Россию напрямую обвиняют в размещении в космосе противоспутникового оружия, а не просто спутника-инспектора, которые обычно просто летают рядом с целью и наблюдают за ней, а также пытаются подслушать радиосигналы. По данным командования, спутник «Космос-2543» подлетел ко второму спутнику и выпустил третий объект, который занесли в каталог космических объектов NORAD под номером 45915.

Американские военные не называют второй спутник, но астрономы, в том числе Джонатан Макдауэлл (Jonathan McDowell) из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики, давно следили за сближениями российских аппаратов и знают, что это «Космос-2535». Судя по данным системы слежения, спутники сблизились еще в начале июля:

15 июля в 10:50 по московскому времени от «Космос-2543» отделился третий объект. Макдауэлл проанализировал данные по нему и пришел к выводу, что скорость объекта относительно выпустившего его спутника составила от 140 до 186 метров в секунду, что не похоже на отвалившийся фрагмент или что-то подобное. Вряд ли спутники могли столкнуться друг с другом. Во-первых, как минимум «Космос-2543» продолжил передавать радиосигналы. Во-вторых, при столкновении вряд ли бы образовался лишь один обломок, к тому же летящий с такой скоростью.

На брифинге 17 июля заместитель помощника Министерства обороны США Стивен Китэй (Stephen Kitay) заявил, что в 2017 году произошел похожий случай с российскими спутниками: два аппарата сблизились и один из них выпустил снаряд или другой неуправляемый объект, двигающийся с высокой скоростью.

Что известно об этих спутниках?

У обоих участников испытаний непростая история. «Космос-2543» в декабре прошлого года отделился от своего «родителя» «Космос-2542», а затем зимой они вместе преследовали американский разведывательный спутник USA 245. Подробнее об этой истории можно прочитать в нашем блоге «Догонялки на орбите».

Второй участник этой истории, «Космос-2535», — тоже не простой спутник. Его вывели на орбиту в июле 2019, в августе он несколько раз сближался с аппаратом «Космос-2536», в конце сентября — начале октября от него отделилось четыре объекта, а в январе 2020 года отделилось сразу более 10 объектов, вероятно, из-за частичного разрушения.

Что об этом говорят российские министерства?

Министерство иностранных дел РФ отрицает, что на орбите испытали именно оружие, и заявляет, что испытания не создали угрозу для чужих спутников. Оно описывает испытания так: «По информации нашего военного ведомства, российский „спутник-инспектор“ провел проверку с близкого расстояния российского космического аппарата с использованием специализированной аппаратуры малого космического аппарата». Из этой формулировки неясно, о каком малом космическом аппарате идет речь, и подразумевается ли под ним тот самый третий объект, который засекла американская сеть слежения за космическими объектами.

Примечательно, что о потенциально военном характере спутника говорит Министерство обороны РФ: «Инспекции могут проводиться в мирных целях — внешний осмотр объектов, дозаправка и ремонт спутников, а также в военных целях — для некоего воздействия на космические аппараты потенциального или реального противника». Правда, в этом случае может подразумеваться не механическое воздействие, а радиоэлектронное, выводящее из строя электронику вражеского спутника.

Нарушила ли Россия договоры об использовании космоса?

МИД России утверждает, что нет, и вероятно, это действительно так. Разумеется, по духу международные договоры об освоении космоса предписывают использовать его в мирных целях. Однако прямые запреты в них распространяются лишь на некоторые виды военных действий, тогда как статус других не регламентируется.

Так, в Договоре о космосе упоминается запрет на размещение, испытание и использование в космосе оружия массового поражения. А вот на Луне и других небесных телах, запрещается любая военная деятельность и испытание любого оружия. Также существует более поздняя Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, но и она касается лишь нанесения ущерба природе или другим странам.

Есть ли космическое оружие у других стран?

Китай и Индия испытывали противоспутниковое оружие наземного базирования — проще говоря, ракеты, которые сбивают спутники прямым ударом или взрывом. Китай в 2007 году в ходе таких испытаний сбил ракетой собственный метеоспутник, в результате чего на орбите появилось более 2 тысяч новых фрагментов космического мусора. Индийские военные провели подобные испытания в 2019 году: был сбит спутник Microsat-R — небольшой аппарат массой около 700 килограммов, который образовал облако из нескольких сотен обломков. Россия подобных стрельб не проводила, но США утверждают, что российские военные проводили запуски ракеты «Нудоль», которая поразила «виртуальный» спутник. В США противоспутниковыми возможностями отвечает система противоракетной обороны GMD с заатмосферными перехватчиками, кроме того, в 1980-е годы американские военные получили систему ASM-135.

Также у США есть уникальный военный аппарат — беспилотный космоплан X-37B, причем как минимум в двух экземплярах. Он напоминает по конструкции шаттлы, но намного меньше их по размеру: 8,9 на 4,5 метра. Главное, что у него есть открываемый грузовой отсек, как у шаттлов. Официально известно, что X-37B может выводить спутники на орбиту, выпуская их из грузового отсека, но предполагается, что потенциально он может и забирать их с орбиты и возвращать на Землю, как несколько раз делали те же шаттлы.

Все эти системы официально разрабатывались военными и для военных целей. Но как быть с гражданскими аппаратами и можно ли их рассматривать как развернутое в космосе оружие? Например, японскую «Хаябусу-2», которая в прошлом году сбросила на астероид Рюгу снаряд и взрывчатку, чтобы создать на нем искусственный кратер. Или британский RemoveDEBRIS, который сначала поймал мишень в сеть, а затем прострелил другую мишень гарпуном.

Остается надеяться, что в ближайшие годы космические державы придут к новому договору, который прояснит все эти вопросы.