Эра редакторов. Главные научные итоги 2018 года

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Прошлый, 2017-й, год наши читатели объявили «генетическим» — тогда была предпринята первая попытка отредактировать геном в организме живого взрослого человека, страдающего неизлечимым наследственным заболеванием — синдромом Хантера. В уходящем году были обнародованы первые результаты того эксперимента, и они оказались не слишком обнадеживающими: улучшение у пациента наступило, однако следов генного редактирования у него не увидели, дальнейшая судьба этого проекта неясна.

Однако 2018 год оказался «еще более генетическим»: главной сенсацией, вне всяких сомнений, стало рождение первых в истории генно-модифицированных детей. Но, рассказывая об этом событии, нельзя обойтись без множества оговорок.

Во-первых, ничего сверхъестественного с точки зрения техники биотехнологий «автор» ГМ-детей китаец Хэ Цзянькуй не сделал, примерно такие же эксперименты с эмбрионами уже проводились. Во-вторых, судя по материалам доклада Хэ Цзянькуя, цель модификации — сделать детей менее уязвимыми для ВИЧ — была достигнута не полностью, у одной из девочек создать в точности нужную мутацию не удалось. В-третьих, результаты не были опубликованы в научных журналах, а значит, у научного сообщества нет возможности точно понять, насколько заслуживают доверия заявления ученого — его доклад никакого независимого рецензирования не проходил.

Этически сомнительный эксперимент осудили и власти Китая, и его университет, а сам Хэ Цзянькуй сейчас находится чуть ли не под домашним арестом. Однако некоторые ученые считают, что это событие рано или поздно должно было произойти, и китайский генетик просто оказался достаточно смелым, чтобы сделать это первым. Возможно, будущие поколения будут ему благодарны, так же как сейчас многие благодарны создателям технологии экстракорпорального оплодотворения.

Не исключено, что в ближайшие годы люди не понадобятся и для вынашивания младенцев — как в «Дивном новом мире» Олдоса Хаксли, это будут делать машины. В ноябре этого года ученые заявили, что они смогли вырастить из клеток человеческой плаценты трехмерный плацентоподобный органоид, который, как и настоящая плацента, состоит из нескольких клеточных слоев и даже продуцирует гормоны.

И только шаг остался до клонирования человека: китайские ученые в 2018 году впервые клонировали приматов: родившиеся детеныши яванской макаки представляют собой идентичные генетические копии, то есть клоны обезьяны — донора клеток соединительной ткани, из которых были взяты ядра для клонирования.

Если отредактировать гены прямо во взрослом человеке пока не удалось, то метод редактированием его клеток «снаружи» с последующим возвращением обратно в организм постепенно становится медицинской рутиной. Речь об иммунотерапии рака, для которой используются генетически модифицированные иммунные клетки пациента. В уходящем году онкологам с помощью этого метода впервые удалось полностью излечить пациентку с последней стадией метастазирующего лекарственно-устойчивого рака груди.

Еще одна генетическая сенсация года относится к очень давним временам, примерно 400 тысяч лет назад: ученые впервые нашли прямого потомка двух вымерших видов людей — неандертальцев и денисовцев. Это означает, что взаимоотношения между двумя видами были не только антагонистическими, но и наоборот.

За пределами Земли в 2018 году произошло событие, будто бы сошедшее со страниц романа Артура Кларка «Свидание с Рамой»: в Солнечной системе впервые в истории человечества появился гость из межзвездного пространства — астероид, получивший название Оумуамуа. Самого этого факта было бы достаточно, чтобы войти в историю, но «гость» к тому же отличается странной сигарообразной формой и необъяснимым дополнительным ускорением. Участники проекта Breakthrough Listen даже специально «слушали» астероид — на случай, если он окажется кораблем инопланетян, но ничего не услышали. Может быть, инопланетяне на всякий случай выключили передатчик.

У человечества нашелся ответ на вторжение: в галактическое пространство вышел зонд «Вояджер-2», запущенный более 40 лет назад. Вслед за своим близнецом «Вояджером-1» он покинул гелиосферу и оказался в межзвездной среде, свойства которой определяются не влиянием Солнца, а галактическими факторами.

Людям пока до межзвездных дистанций далеко, в ближайшие десять лет мы, в лучшем случае, сможем вернуться на Луну. Для российского космоса этот год оказался не слишком удачным (достаточно вспомнить дырку в обшивке «Союза» и аварийный пуск к МКС), а вот SpaceX смогла продемонстрировать самый впечатляющий запуск: старт сверхтяжелой ракеты Falcon Heavy (который, правда, изначально планировался еще на 2013 год). «Тесла», полетевшая к Марсу под музыку Дэвида Боуи, впечатлила всех, но Маск уже двигается дальше — строит ракету BFR и уже подыскал пассажира для полета к Луне.

Зато Россия впечатлила всех новым оружием: крылатой ракетой с ядерным двигателем, которую, по заверениям президента Владимира Путина, испытали еще в 2017 году, хотя как она устроена и действительно ли ее возможности соответствуют заявленным, остается неясным. На следующий год Путин обещает, что на вооружении РВСН появится межконтинентальная ракета «Авангард» с гиперзвуковыми планирующими боевыми блоками.

В мире ИТ настоящей катастрофой стали уязвимости Spectre и Meltdown. Оказалось, что большинство современных процессоров, построенных по архитектурам Intel, AMD и ARM, имеет две уязвимости, с помощью которых злоумышленники могут перехватывать зашифрованные пользовательские данные, пароли и другую чувствительную информацию.

Желаем вам счастливых новогодних праздников, в этот раз на каникулах мы приготовили для вас целую серию тестов (попробуйте, некоторые из них будут довольно сложные), спасибо, что читаете N + 1, оставайтесь с нами. Кстати, ровно первого января зонд New Horizons будет пролетать рядом с объектом Пояса Койпера 2014 MU69, или Ультима Туле. Мы будем следить за этим событием и обязательно вам про него расскажем.