Сапиенсы достигли Балкан около 50 тысяч лет назад

На это указали новые датировки для пещеры Козарника

Группа ученых получила новую серию радиоуглеродных дат для археологического памятника Козарника, который находится в Болгарии. Исследователи пришли к выводу, что, возможно, люди современного анатомического типа впервые добрались до этой пещеры около 50 тысяч лет назад. Об этом они рассказали на ежегодном съезде Европейского общества по изучению эволюции человека.

Исследования последних лет говорят о том, что первые люди современного анатомического типа, похоже, добрались до Европы больше 45 тысяч лет назад. Самые ранние свидетельства этого археологи обнаружили во французском гроте Мандрен, где они нашли зуб и каменные артефакты, предположительно связанные с сапиенсами, которые жили около 54 тысяч лет назад.

Однако если ученые правы и стоянку Мандрен действительно в то время уже посещали сапиенсы, то это, скорее всего, связано с первой попыткой освоить новые земли, заселенные неандертальцами, за которой последовала достаточно продолжительная пауза. Так, находки из болгарской пещеры Бачо-Киро показали, что люди современного анатомического типа впервые пришли на эту стоянку около 46 тысяч лет назад, а больше 45,8 тысячи лет назад уже добрались до востока современной Германии, где их останки и артефакты нашли в пещере Ильзенхёле.

На ежегодном собрании Европейского общества по изучению эволюции человека, которое на прошлой неделе проходило в хорватском Загребе, группа ученых из Австрии, Болгарии, Великобритании, США и Франции во главе с Томом Хайэмом (Tom Higham) из Венского университета сообщила об очень ранних датировках, полученных для еще одного европейского памятника каменного века. Исследователи получили 37 новых радиоуглеродных дат для болгарского памятника Козарника — пещеры, которая расположена на северных склонах Балкан. Многолетние раскопки этого объекта показали, что разные виды людей неоднократно посещали пещеру, начиная с эпохи нижнего палеолита (примерно с 700 тысяч лет назад).

На этот раз ученые сосредоточили свое внимание на слое 6/7, который предположительно содержит очень ранние следы посещения людьми современного типа. Исследователи проанализировали кости животных, артефакты и человеческие останки из этого памятника и определили, что сапиенсы, вероятно, неоднократно останавливались в пещере между 50 и 26 тысячами лет назад. Для слоя 6/7 они получили даты, укладывающиеся в промежуток между 48,5 и 44,1 тысячи лет. При этом байесовское моделирование указало на то, что, вероятно, этот слой начал формироваться примерно 49960 лет назад.

По словам ученых, находки говорят в пользу того, что, возможно, сапиенсы и неандертальцы попеременно посещали эту пещеру в период формирования слоя 6/7. При этом самые поздние неандертальские следы из этого памятника относятся ко времени между 43,1 и 41,2 тысячи лет назад.

Примерно в то же время, когда сапиенсы добрались до Европы, они достигли и Южной Сибири. Например, мы рассказывали о том, как ученые датировали находки из алтайской пещеры Кара-Бом. Вероятно, люди современного типа впервые посетили ее между 49,2 и 45,5 тысячи лет назад.

В Красноярске нашли клад из микропластин эпохи верхнего палеолита