Орудиям эпохи верхнего палеолита из алтайской стоянки оказалось больше 45,5 тысячи лет

Исследовали датировали находки из памятника Кара-Бом

Группа австрийских и российских ученых провела радиоуглеродный анализ находок из памятника Кара-Бом, который находится на Алтае. Они пришли к выводу, что характерные для начального этапа верхнего палеолита каменные орудия появились здесь между 49,2 и 45,5 тысячи лет назад. Обычно эти артефакты отражают время прихода в регион людей современного анатомического типа (Homo sapiens). Результаты исследования опубликованы в Journal of Human Evolution.

Между 80 и 40 тысячами лет назад люди современного анатомического типа (Homo sapiens) окончательно вышли за пределы Африки, расселились по всей Евразии и достигли Австралии. С приходом сапиенсов заметно поменялся не только облик проживавших в Евразии людей, но и их материальная культура. В Европе и Сибири одним из маркеров, отражающих появление людей современного типа, служат орудийные комплексы, которые археологи относят к так называемому начальному этапу верхнего палеолита (Initial Upper Paleolithic).

По современным оценкам, сапиенсы пришли в Сибирь не позже 45 тысяч лет назад. Убедительнее всего об этом говорит фрагмент бедренной кости так называемого Усть-Ишимского человека, найденный в 2008 году в Омской области. Кроме того, примерно в это же время в Сибири появились стоянки с орудиями начального этапа верхнего палеолита. Один из базовых памятников этого времени — Кара-Бом — находится в Онгудайском районе Республики Алтай. Он представляет собой многослойную палеолитическую стоянку открытого типа, исследования которой начались еще в 1980-е годы.

Евгений Рыбин (Evgeny Rybin) из Института археологии и этнографии СО РАН совместно с коллегами из Австрии и России представил результаты радиоуглеродного датирования стоянки Кара-Бом. В новой работе ученые изучили ранее опубликованные датировки и отобрали для анализа кости животных и одно костяное орудие, найденные на памятнике в 1990-е годы, а также во время дополнительных обследований стоянки, проходивших в 2016 году.

Четыре проанализированных образца, вероятно, происходили из слоев эпохи среднего палеолита, то есть времени, когда на Алтае проживали неандертальцы и денисовцы. Возраст трех из них оказался запредельным для радиоуглеродного анализа. Лишь одна кость, на которой сохранились следы от орудий, дала определенный возраст. Он составил 49,4 ± 3,8 тысячи радиоуглеродных лет, что соответствует календарной дате более 47 тысяч лет назад. По мнению исследователей, вероятно, архаичные люди посещали эту стоянку более 50 тысяч лет назад.

Серия полученных радиоуглеродных датировок и байесовское статистическое моделирование позволили понять, когда на стоянку Кара-Бом пришли носители культуры, относящейся к начальному этапу верхнего палеолита. Полученные результаты говорят о том, что это произошло между 49,2 и 45,5 тысячи лет назад — тем самым стоянка Кара-Бом представляет собой древнейший памятник эпохи верхнего палеолита в центральной и восточной частях Евразии, хронология которого установлена с помощью радиоуглеродного датирования.

Однако затем на протяжении длительного периода люди не посещали эту стоянку. По оценкам исследователей, пауза продолжалась около 3,6–5,6 тысячи лет назад. Судя по полученным результатам, следующие обитатели стоянки Кара-Бом пришли между 43,5 и 37,7 тысячи лет назад. Затем, согласно моделированию, люди неоднократно посещали это место на протяжении примерно пяти тысяч лет. Самые поздние следы пребывания охотников-собирателей на этом памятнике датируются примерно 34,5–30,1 тысячи лет назад.

Ранее на N + 1 рассказывали, что археологи провели раскопки в алтайской пещере Верхняя Сибирячиха, которая находится в непосредственной близости от пещеры Окладникова — известного неандертальского памятника. По мнению ученых, пещера Окладникова представляла собой базовый лагерь архаичных людей, а пещера Верхняя Сибирячиха — наблюдательный пункт, которым неандертальцы пользовались во время охоты.

Чумную палочку нашли в 18 из 108 останков скандинавов эпохи неолита