Захоронения XVII века раскопали в Ресифи
Генетики проанализировали ДНК, секвенированную ими из останков девяти человек, захоронения которых раскопали в Бразилии в некрополе XVII века нашей эры. Исследователи подтвердили первоначальные догадки о том, что в обнаруженных могилах покоились останки молодых мужчин европейского происхождения, которые, похоже, погибли во время эпидемии. Как сообщается в препринте, выложенном на сайте bioRxiv.org, в останках как минимум трех человек сохранилась ДНК возбудителей пневмонии и туберкулеза.
С 1630 по 1654 год на землях современной Бразилии существовала голландская колония, центр которой располагался в городе Маурицстад, территория которого сегодня представляет собой часть крупного города Ресифи (штат Пернамбуку). В 2014 году в исторической части Ресифи строители наткнулись на старинный некрополь, располагавшийся под фундаментами зданий. Затем последовали археологические исследования открытого памятника, в ходе которых специалисты обнаружили погребения более 130 человек. Одна часть найденных могил представляла собой регулярные захоронения, в то время как другая часть относилась к какому-то трагическому событию (вероятно, эпидемии), в ходе которого людей пришлось быстро захоронить в наспех вырытых неглубоких ямах.
Предварительный биоархеологический анализ останков показал, что во время упомянутого события умерли молодые люди в возрасте от 15 до 21 года, причем на их останках нет признаков того, что смерть была насильственной. Исследователи предположили, что, возможно, погибшие были новобранцами из Европы или работниками Голландской Вест-Индской компании. Чтобы проверить гипотезу о происхождении этих индивидов и попытаться определить потенциальные причины их смерти, группа ученых из Бразилии и США во главе с Ракель Ассис (Raquel Assis) из Флоридского атлантического университета в Бока-Ратоне отобрала образцы останков девяти человек, из которых затем они успешно выделили ДНК.
Исследователи определили, что все останки принадлежали мужчинам, большинство которых были носителями отцовских линий, относящихся к Y-хромосомным гаплогруппам R1a и R1b, которые распространены в европейских популяциях. Только один человек оказался носителем Y-хромосомной гаплогруппы A-Y156117, распространенной в восточноафриканских популяциях, однако дальнейший анализ аутосомного генома не выявил у этого индивида заметной африканской примеси. Кроме того, последовательность Y-хромосомы еще одного мужчины ученые прочитали достаточно плохо, чтобы определить потенциальный регион, из которого она происходила.
Дальнейшие исследования показали, что генетически все проанализированные индивиды близки к популяциям из Западной Евразии, особенно — из Европы. В частности, три генома, которые ученые прочитали лучше всего, оказались близки к популяциям из Исландии, Норвегии, Эстонии, Чехии, Словакии и некоторым другим. Скрининг ДНК, секвенированной из этих образцов, показал, что в них присутствует генетический материал патогенных бактерий: во-первых, клебсиеллы пневмонии (Klebsiella pneumoniae) — возбудителя пневмонии, сепсиса и прочих тяжелых заболеваний, во-вторых, палочки Коха (Mycobacterium tuberculosis) — возбудителя туберкулеза. Учитывая наличие этих патогенов, ученые заключили, что, вероятно, раскопанные останки связаны с эпидемией, которая вспыхнула в XVII веке.
Генетические методы дают все больше информации о том, с какими инфекциями сталкивались различные древние и средневековые популяции. Например, ученые выяснили, что первобытные люди больше пяти тысяч лет назад уже страдали от чумной палочки (Yersinia pestis), о чем говорят находки из Прибайкалья, Прибалтики, Скандинавии и Центральной Европы.
Вероятно, древние люди жевали листья табака
Исследователи обнаружили, что древние люди, проживавшие на северном побережье современного Чили, употребляли табак как минимум шесть тысяч лет назад. На это указал котинин, представляющий собой метаболит никотина, который сохранился в зубном камне, извлеченном из семи образцов. Как сообщается в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science, вполне вероятно, эти древние люди жевали листья табака, так как сопоставимых по возрасту курительных трубок или других приспособлений в этой местности до сих пор не находили.