Собака с острова Готланд подхватила чумную палочку больше 4500 лет назад

А два человека с территории Германии — больше 4900 лет назад

Немецкие ученые выявили еще двух людей эпохи позднего неолита, инфицированных чумной палочкой. ДНК патогена они нашли в останках двух представителей археологической культуры Вартберг, которые жили около 5300–4900 лет назад. Кроме того, как сообщается в статье, опубликованной в журнале Communications Biology, исследователи также обнаружили ДНК чумной палочки в останках собаки, которая жила на острове Готланд примерно 4900–4500 лет назад.

Генетические исследования последних лет показали, что люди сталкивались с чумной палочкой (Yersinia pestis) задолго до первых известных пандемий — Юстиниановой чумы и Черной смерти. На сегодняшний день древнейшие случаи этой инфекции ученые выявили у людей, которые жили в эпохи позднего неолита и ранней бронзы. Так, недавно исследователи сообщили, что обнаружили ДНК чумной палочки в останках людей, которые около 5700–5300 лет назад жили на территориях запада современной России, Центральной Азии и Байкальской Сибири.

Кроме того, ряд случаев, относящихся примерно к тому же времени, происходят из Балтии и Скандинавии. Так, пару лет назад ученые выявили инфекцию у охотника-собирателя, которого примерно 5300–5050 лет назад похоронили на территории современной Латвии. А совсем недавно многочисленные случаи заражения чумной палочкой палеогенетики обнаружили у древних скандинавов, которые жили приблизительно в ту же эпоху. При этом до сих пор остается неизвестно, вызывала ли в те времена чумная палочка эпидемии среди людей, поскольку в геномах этой бактерии тогда еще отсутствовал один из факторов вирулентности.

Дальнейшие исследования этой темы представили немецкие ученые во главе с Беном Краузе-Киорой (Ben Krause-Kyora) из Кильского университета. Они проанализировали ДНК бактерий в останках людей из могильника Варбург, который относится к археологической культуре Вартберг и датируется временем примерно 5300–4900 лет назад. На этом памятнике эпохи позднего неолита, расположенном на территории современной Германии (Северный Рейн — Вестфалия), ученые нашли останки по меньшей мере 198 человек, а затем из 133 из них генетики выделили последовательности ДНК.

Метагеномный анализ показал, что как минимум два человека из могильника Варбург были заражены чумной палочкой. Один из них, по данным исследователей, жил около 5291–4979 лет назад, а второй — 5265–4857 лет назад (причем с высокой вероятностью первый жил примерно на двести лет раньше второго). По своему происхождению эти люди ничем не выделялись на фоне остальных представителей культуры Вартберг из этого памятника и заметно отличались от большинства других жителей Центральной и Западной Европы того времени за счет большого количества предков (примерно 34–58 процентов), связанных с мезолитическими охотниками-собирателями Европы.

Ученые проанализировали геномы чумных палочек из этих останков и пришли к выводу, что бактерии принадлежали к разным штаммам. Этот факт и предполагаемая разница в пару столетий между временем жизни первого и второго индивида указали на то, что выявленные случаи инфекции не связаны между собой. Как и у других древнейших чумных палочек, выявленных в останках людей, в геномах бактерий отсутствовал предполагаемый фактор вирулентности — ген ymt, кодирующий фосфолипазу D, которая защищает чумную палочку в кишечнике блохи.

Помимо этого, исследователи решили выяснить, заражались ли чумной палочкой наряду с древними европейцами их собаки. Для этого они проанализировали последовательности ДНК, выделенной из останков 15 собак эпохи неолита и шести собак, живших в эпоху бронзы. Эта работа принесла результат — в останках одной особи, жившей около 4900–4500 лет назад, содержалась ДНК чумной палочки. Ее останки нашли на шведском острове Готланд, когда исследовали памятник культуры ямочной керамики, которая связана со скандинавскими охотниками-собирателями эпохи неолита.

Порой ДНК различных древних патогенов находят и у людей, живших гораздо раньше. Например, мы рассказывали, как ученые обнаружили у шести сибирских охотников-собирателей, которые жили больше 9600 лет назад, вирус гепатита B. Их останки археологи обнаружили в районе реки Колыма и озера Байкал.

«Ирландские мифы. От Племен Богини Дану и Кром Круаха до „кельтских сумерек“ и Самайна»