В 4000-летних зубах из Австрии нашли чумную палочку

ДНК патогена обнаружили в зубах носителей унетицкой культуры

Генетики исследовали останки представителей унетицкой культуры раннего бронзового века, погребения которых археологи раскопали в могильнике Дразенхофен, расположенном в Австрии. В зубах двух мужчин, умерших в возрасте 22–30 лет примерно четыре тысячи лет назад, ученые обнаружили ДНК чумной палочки. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Archaeologia Austriaca, это древнейшие вероятные жертвы чумы, когда-либо найденные в Австрии.

Чума представляет собой инфекционное заболевание, которое вызывает грамотрицательная палочка Yersinia pestis, самым опасным переносчиком которой выступает южная крысиная блоха (Xenopsylla cheopis). Человечество с древности сталкивалось с этой болезнью, свидетельства чему, например, известны из Первой книги Царства Библии, где сообщается о «вселенском море» в нескольких ближневосточных городах. По-видимому, в этом источнике речь идет о чуме или чумоподобной инфекции. Но более известны две средневековые пандемии чумы, получившие названия «Юстинианова чума» и «Черная смерть».

Если в Библии речь идет о событиях, относящихся примерно к 1200 году до нашей эры, то благодаря археологам и палеогенетикам удалось выяснить, что чумная палочка поражала людей и раньше. На сегодня древнейший случай заражения исследователи обнаружили на территории современной Латвии, где раскопали останки инфицированного мужчины, жившего 5432–4973 лет назад. Чуть более поздние случаи известны и с территории России. Например, от чумы пострадал носитель афанасьевской археологической культуры, умерший 4838–4617 лет назад.

В 2018 году австрийские археологи провели охранно-спасательные раскопки грунтового могильника Дразенхофен, где обнаружили 22 могилы, созданные носителями унетицкой культуры раннего бронзового века, которая существовала примерно в 2200–1550 годах до нашей эры. Впоследствии останки найденных здесь людей ученые передали палеогенетикам для анализа древней ДНК. Одному из результатов этой работы и посвятили новую статью Гуннар Нойман (Gunnar Neumann) из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка и его коллеги из Австрии и Германии.

В зубах двух мужчин генетики обнаружили ДНК чумной палочки. Останки обоих индивидов покоились на окраинах могильника, причем в могиле одного из них также присутствовал еще и скелет женщины. Мужчины прожили достаточно недолгую жизнь и умерли в возрасте 22–30 и 22–27 лет. Радиоуглеродный анализ зубов этих людей показал, что с вероятностью 95,4 процента они жили около 2128–1931 и 2026–1884 годов до нашей эры. Тем самым это древнейшие случаи заражения чумной палочкой, которые когда-либо выявляли на территории современной Австрии.

Проанализировав отсеквенированную ДНК чумных палочек, генетики сделали несколько выводов. Так, оказалось, что в их геномах отсутствует предполагаемый фактор вирулентности — ген ymt. Эта последовательность кодирует фосфолипазу D, которая защищает чумную палочку в кишечнике блохи. На сегодня ДНК древнейшей бактерии, обладавшей этим геном, выделена из останков возрастом около 3800 лет, найденных в курганном могильнике Михайловский-II (Самарская область) срубной культуры. Кроме того, ученые отметили, что мужчин из могильника Дразенхофен поразили патогены, принадлежавшие к разным генетическим линиям. Из этого следует, что инфекцию (вероятно, смертельную) они получили из разных источников.

Недавно на N + 1 рассказывали, что схожие по времени случаи заражения чумой ученые обнаружили в Британии. Исследователи предположили, что возбудитель опасной инфекции прибыл туда вместе с носителями традиции колоколовидных кубков, которые мигрировали на острова около 4400 лет назад.

Черная смерть пришла в Европу из окрестностей Тянь-Шаня