У неандертальцев впервые диагностировали туберкулез

И, возможно, у одного кроманьонца

Палеопатологи впервые диагностировали туберкулез у неандертальцев. Признаки этого инфекционного заболевания они выявили у архаичных людей, останки которых в первой половине XX века нашли в венгерской пещере Шубалюк. Кроме того, возможно, от туберкулеза также пострадал охотник-собиратель азильской культуры финального этапа верхнего палеолита, останки которого нашли во Франции на памятнике Авен-дес-Ибусье. Если предварительные выводы ученых верны, то это древнейший известный сапиенс, у которого диагностировали это заболевание. Результаты исследований опубликованы в двух статьях (раз, два) в журнале Tuberculosis.

Туберкулез представляет собой инфекционное заболевание, которое чаще всего поражает легкие. Его вызывают микобактерии туберкулезного комплекса, среди которых наиболее известна палочка Коха (Mycobacterium tuberculosis). По оценкам Всемирной организации здравоохранения, в 2021 году по всему миру туберкулезом болели примерно 10,6 миллиона человек. За тот же год примерно для 1,6 миллиона человек эта болезнь стала причиной смерти.

Предполагалось, что эта инфекция распространилась среди людей в эпоху неолита — после одомашнивания крупных рогатых животных. Однако накопившиеся данные указывают на то, что от туберкулеза страдали и раньше. Об этом свидетельствуют как молекулярные данные, так и останки древних людей. Так, поражения, свойственные туберкулезу костей, палеопатологи обнаружили у четырех человек, живших около 8800–8300 годов до нашей эры (эпоха докерамического неолита B), останки которых нашли на сирийском памятнике Джаде-эль-Мугара. По данным ученых, в это время хозяйство обитателей этой стоянки все еще базировалось на охоте и собирательстве. Кроме того, возможные признаки туберкулезного менингита исследователи обнаружили у человека прямоходящего (Homo erectus) из местонахождения Кокабас, жившего около 500 тысяч лет назад, фрагментированную черепную крышку которого нашли в современной Турции. Однако эту гипотезу впоследствии поставили под сомнение.

В двух статьях, опубликованных в журнале Tuberculosis, исследователи сообщили, что обнаружили признаки туберкулеза на костях древних охотников-собирателей. В одной из них Дьёрдь Пальфи (György Pálfi) из Сегедского университета совместно с коллегами из Великобритании, Венгрии, Германии, Италии и Франции представил результаты нового исследования останков из венгерской пещеры Шубалюк, расположенной в горном массиве Бюкк. В 1932 году в ней (на тот момент она называлась пещера Муссолини) археологи обнаружили фрагментарные скелеты двух неандертальцев: женщины 25–35 лет и ребенка 3–4 лет. Радиоуглеродный анализ костей этих архаичных людей, проведенный совсем недавно, показал, что они одни из самых поздних неандертальцев, о которых нам известно. По оценкам исследователей, они жили около 40–35 тысяч лет назад.

В немецкой лаборатории по костям неандертальцев из пещеры Шубалюк исследователи получили две радиоуглеродные даты. Полученные результаты указали на то, что взрослая женщина жила около 39732–39076 лет назад, а ребенок — 36117–35387 лет назад. По современным оценкам, опирающимся на большой массив радиоуглеродных дат, неандертальцы исчезли около 40 тысяч лет назад, то есть на несколько тысяч лет раньше, чем жил ребенок из пещеры Шубалюк. Однако ученые отметили, что, возможно, на точности радиоуглеродного анализа сказались консервирующие вещества, которыми покрыты останки этих людей. Такие загрязнения нередко приводят к занижению возраста образцов.

На грудине, крестце и телах трех позвонков взрослой женщины исследователи заметили патологические изменения (в случае с грудиной они отметили, что их сложно отличить от изменений кости, произошедших уже после смерти человека). Изменения на позвонках, по мнению ученых, стали результатом инфекционного спондилита — воспалительного заболевания позвоночника. По всей видимости, оба крестцово-подвздошных сустава этой женщины были поражены сакроилеитом, а грудина — возможно, остеомиелитом. Совокупность этих поражений скелета позволила ученым предположить, что неандерталка, вероятно, пострадала от туберкулеза.

Более того, признаки туберкулезного менингита присутствуют и на внутренней поверхности черепной крышки неандертальского ребенка. Чтобы подтвердить вероятные диагнозы для обоих человек, ученые отобрали образцы из костей черепа ребенка и одного из позвонков взрослой женщины для биомолекулярных исследований, которые подтвердили, что оба человека, по всей видимости, болели туберкулезом.

Во второй статье Элен Кокёньо (Hélène Coqueugniot) из Университета Бордо и ее коллеги из Венгрии и Франции исследовала останки, обнаруженные на стоянке Авен-дес-Ибусье, расположенной на юго-востоке Франции. Здесь в 1994 году археологи, среди прочего, обнаружили 291 человеческую кость и 15 изолированных зубов, которые принадлежали как минимум девяти людям. В новой работе ученые обратили внимание на правую бедренную кость и фрагмент таза, включающий левый крестцово-подвздошный сустав.

На этих костях исследователи заметили патологические изменения, которые, вероятно, могли быть результатом одного и того же инфекционного процесса. Размер левой вертлужной впадины и головки правой бедренной кости позволили заключить, что эти находки принадлежали одному человеку — носителю азильской археологической культуры финального этапа верхнего палеолита, который жил около 10210 ± 80 радиоуглеродных лет назад (по калибровочной кривой IntCal20 это соответствует примерно 10247–9656 годам до нашей эры с вероятностью 84,2 процента). Микрокомпьютерная томография останков позволила предположить, что этот человек пострадал от туберкулеза. Если этот предварительный вывод верен, то кроманьонец из памятника Авен-дес-Ибусье — первый человек современного анатомического типа (Homo sapiens) эпохи верхнего палеолита, которому поставили такой диагноз. В настоящее время ученые проводят биомолекулярные исследования этих находок, чтобы подтвердить или опровергнуть предварительный диагноз.

Ранее на N + 1 рассказывали о менее древних людях, пострадавших от туберкулеза. Так, палеопатологи исследовали останки, найденные в некрополе аварского периода, который был раскопан в Венгрии. На костях молодой женщины, жившей в первой трети VIII века нашей эры, они нашли признаки туберкулезного остеомиелита.

Палеогенетики прочитали геном императора У-ди