В основном болезнь уносила жизни детей и подростков
Палеогенетики исследовали ДНК 46 человек, останки которых раскопали в нескольких древних могильниках, расположенных в Прибайкалье. Ученые обнаружили, что больше пяти тысяч лет назад местные охотники-собиратели страдали от вспышек чумы, причем в то время, по-видимому, наибольшую угрозу эта болезнь представляла для детей и подростков. Об этом сообщается в препринте, который выложен на сайте bioRxiv.org.
Генетические исследования последних лет показали, что люди страдали от чумы задолго до первых известных пандемий, зафиксированных в письменных источниках. Так, ученые обнаружили уже ряд случаев, когда древние люди подхватывали эту инфекцию больше пяти тысяч лет назад. Например, ДНК чумной палочки выделяли из останков людей, живших около 5700–5300 лет назад на западе современной России, в Центральной Азии и в районе Байкала.
Кроме того, в недавних работах палеогенетики описали ряд случаев чумной инфекции у древних жителей Балтии и Скандинавии. Так, пару лет назад ученые обнаружили ДНК чумной палочки в останках охотника-собирателя, который умер на территории современной Латвии около 5300–5050 лет назад. Совсем недавно сопоставимые по возрасту случаи исследователи выявили в Германии и Скандинавии, причем в последней они нашли признаки того, что чума уже обладала эпидемическим потенциалом.
Ученые из Великобритании, Дании, Канады, России и США во главе с известным палеогенетиком Эске Виллерслевом (Eske Willerslev) вернулись к исследованию останков древних охотников-собирателей, живших в Сибири. Они секвенировали ДНК из костей и зубов 46 человек эпохи неолита, захоронения которых раскопали в четырех могильниках Прибайкалья (Приангарья): Шумилиха (5580–5320 лет назад), Усть-Ида-I (5600–5320 лет назад), Братский Камень (5475–5052 лет назад) и Серово (5290–4870 лет назад).
Сначала исследователи отметили, что они обнаружили достаточно длинные общие по происхождению блоки сцепления в геномах охотников-собирателей, захоронения которых находились примерно в 340 километрах друг от друга. Это говорит о родстве людей, а также о том, что древнее население Приангарья было достаточно мобильным. Кроме того, ученые выяснили, что в геномах этих людей отсутствовали протяженные области гомозиготности — свидетельство того, что они избегали инбридинга. Опираясь на этот показатель, исследователи оценили эффективный размер популяции местных охотников-собирателей примерно в 18219 человек (9445–42062 человека при доверительном интервале 95 процентов).
Ученые обнаружили, что один из людей, похороненных в могильнике Усть-Ида-I, пострадал от бруцеллеза. Еще в 18 случаях они выявили в останках людей ДНК чумной палочки. Больше всего образцов происходили из памятника Усть-Ида-I, где генетический материал патогена содержался в 12 из 31 изученных скелетов. По одному случаю выявили в могильниках Шумилиха и Серово, а оставшиеся четыре — в могильнике Братский Камень.
Детальный анализ останков из упомянутых памятников указал на то, что чумная палочка уже тогда, по всей видимости, вызывала вспышки заболеваемости. Причем наибольшую угрозу, вероятно, болезнь представляла для детей и подростков. Так, исследование материалов из могильников Усть-Ида-I и Братский Камень показало, что пик смертности приходился на детей в возрасте 7,5–11 лет. Более того, в могильниках присутствовали погребения, в которых покоились останки детей, вероятно, связанных родством. Например, на памятнике Братский Камень археологи раскопали тройное захоронение инфицированных чумной палочкой девочек четырех — девяти лет, две из которых были родственницами третьей степени (вероятно, двоюродными сестрами), а третья, возможно, была связана с ними родством по материнской линии (сохранность ее ДНК была плохой, поэтому с уверенностью об этом говорить нельзя).
Среди прочего, исследователи также пересмотрели время расхождения бактерий Yersinia pestis и Y. pseudotuberculosis. По новым оценкам, их эволюционные линии разошлись около 9317 лет назад (7289–11344 при доверительном интервале 95 процентов), то есть раньше, чем считалось.
Чумную палочку палеогенетики обнаруживали не только в останках древних людей. Так, недавно ученые выделили ДНК этого патогена в костях собаки, которая жила на острове Готланд около 4900–4500 лет назад.
На это указал анализ человеческих костей из поселения Косеновка
Немецкие и украинские ученые исследовали обожженные и необожженные останки людей, которые нашли во время раскопок поселения трипольской культуры Косеновка. Они пришли к выводу, что кости принадлежали как минимум семи индивидам, большая часть которых жила около 3700–3600 годов до нашей эры и, вероятно, погибла во время пожара. Анализ стабильных изотопов азота и углерода в костях и зубах этих людей показал, что их рацион более чем на 90 процентов состоял из злаковых растений, а на долю мяса приходилось лишь около восьми процентов. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале PLoS ONE.