Большинство из них были детьми
Антропологи исследовали останки более тысячи древних и средневековых людей, живших в Нубии между 350 годом до нашей эры — 1400 годом нашей эры. В результате проделанной работы они выявили татуировки на частично мумифицированных останках 27 человек, большую часть которых раскопали в некрополях христианского периода. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, многие татуировки сохранились на коже детей, самому младшему из которых, возможно, было меньше одного года.
Татуировка представляет собой один из древнейших известных способов модификации человеческого тела, который, вероятно, использовали еще в эпоху палеолита. Но неоспоримых доказательств столь глубокой древности этой практики пока нет. Тем не менее до наших дней сохранились примеры татуировок, возраст которых превышает пять тысяч лет. Самые известные перманентные нательные рисунки присутствуют на замороженном теле Этци — мужчины, который погиб в Альпах в медно-каменном веке (подробно о нем читайте в материале «Из пропасти во льду»). На этой ледяной мумии ученые выявили 61 татуировку, сделанную с помощью инструмента, похожего на костяное или медное шило.
Сопоставимые по возрасту с Этци татуировки сохранились и на двух мумиях додинастического периода, раскопанных в Египте. Причем, в отличие от ледяного человека, тела этих людей украшали фигуративные изображения. В долине Нила сохранились и более поздние мумифицированные останки с татуировками, причем иногда они даже помогали определить вероятный род деятельности человека. Так, несколько лет назад египтологи обнаружили, что определенные татуировки на пояснице носили повитухи, занимавшиеся родовспоможением.
На этот раз Энн Остин (Anne Austin) из Университета Миссури в Сент-Луисе и ее коллеги из Великобритании и США сосредоточили свое внимание на татуировках не из Египта, а из соседнего региона — из Нубии. В общей сложности ученые отобрали для анализа останки 1048 человек разных возрастов, похороненных между 350 годом до нашей эры и 1400 годами нашей эры на трех археологических памятниках, расположенных на территории современного Судана. Многие из этих находок представляли собой частично мумифицированные останки с сохранившимися кусками кожи, которые антропологи проанализировали, используя съемку в ближнем инфракрасном диапазоне.
В результате проделанной работы ученые выявили татуировки на останках 27 человек, чем примерно вдвое увеличили количество известных древних или средневековых людей из долины Нила с перманентными изображениями на теле. Захоронения четырех из них археологи раскопали на памятнике Южная Семна, который относится к 350 году до нашей эры — 550 году нашей эры. В частности, татуировки в виде геометрических орнаментов и растительных мотивов хорошо сохранились на руке взрослой женщины, прожившей около 40–45 лет. В целом анализ этих изображений показал, что, по всей видимости, их наносили с помощью тонкого заостренного предмета, которым точечно прокалывали кожу.
Большая часть людей с татуировками происходила из местности Кулубнарти, где археологи раскопали два некрополя, захоронения которых в основном относились к 650–1000 годам нашей эры, то есть к раннему христианскому периоду. Во многих случаях татуировки сохранились на коже лица, главным образом — на лбу (15 случаев) и в районе висков или на щеках (11 случаев). Примечательно, что 18 из 23 человек с тату, раскопанных в Кулубнарти, были детьми не старше 11 лет, причем самым младшим из них было меньше трех лет (диспропорция в сторону детей как минимум отчасти связана с тем, что их мумифицированных останков сохранилось в несколько раз больше). Так, явное тату сохранилось на коже ребенка, прожившего около полутора лет. Менее очевидное изображение, возможно, присутствует на мумифицированных останках малыша примерно 7,5–10,5 месяца. А у одного ребенка к трехлетнему возрасту были уже как минимум две татуировки.
В отличие от более ранних нубийских тату, изображения на телах людей из местности Кулубнарти, вероятно, сделали с помощью пореза (например, острым ножом), в который втиралась краска. Чаще всего эти татуировки представляли собой четыре точки на лбу, мысленно проведя линии между которыми, можно построить ромб. Другой распространенный вариант — это точки или штрихи (одинарные или двойные) в районе висков, которые можно достроить до квадрата. На лицах нескольких человек присутствовали одновременно оба этих популярных варианта тату. В целом, исходя из расположения этих татуировок и их распространенности среди детей, исследователи предположили, что, возможно, эти перманентные изображения могли наноситься жителям Нубии (главным образом детям) в терапевтических целях, например, для лечения лихорадок или головных болей.
Несколько лет назад на территории Нубии археологи обнаружили мумифицированные останки взрослого мужчины, жившего в VII–VIII веке нашей эры. На его правой ступне ученые также выявили татуировку, которая представляет собой монограмму имени Христа (так называемую хризму), состоящую из двух букв греческого алфавита.
Ученые исследовали изображения на теле пазырыкской женщины
Исследователи привлекли профессионального татуировщика и проанализировали фотографии татуировок на мумифицированном теле знатной пазырыкской женщины, останки которой много лет назад раскопали в Горном Алтае в кургане раннего железного века. Ученые не только определили технику и предполагаемые типы инструментов, с помощью которых были сделаны рисунки на теле этой дамы, но и заметили, что татуировки на правой и левой руках отличались качеством своего исполнения. Видимо, их делали два разных человека, или же один мастер, но на разных этапах своего «профессионального» становления. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Antiquity.