Они носили татуировки с символами плодородия
Египтологи обнаружили аналогии между мотивами орнамента на женских статуэтках эпохи Нового царства и татуировками, реконструированными по следам на мумифицированных останках двух пожилых египтянок. Повторяющиеся элементы этих изображений указывают на близость к культу плодородия, но на египетских мумиях встречаются нечасто. По мнению ученых, носительницы подобных татуировок отправляли специфические социальные и религиозные функции, такие как родовспоможение и участие в связанных с деторождением ритуалах. Об исследовании рассказывает статья в издании The Journal of Egyptian Archaeology.
Практика нанесения татуировок как украшений, ритуальных и отличительных знаков известна для множества культур древности и восходит к доисторическим временам. Древнейшие образцы татуировок обнаружены на мумии «ледяного человека» Этци, погибшего между 3360 и 3100 годами до нашей эры (о нем подробно рассказывает наш материал «Из пропасти во льду»). К ним близки по возрасту египетские находки позднего додинастического времени из Гебелейна, датируемые 3351–3017 годами до нашей эры. Это две хорошо сохранившиеся естественные мумии, на которых исследователи нашли самые ранние фигурные татуировки. Некоторые додинастические статуэтки изображают женщин с покрытыми татуировкой телами (1, 2).
В долине Нила обнаружены и более поздние мумии со следами татуировок. Археологи раскопали их преимущественно в женских египетских и нубийских захоронениях II–I тысячелетий до нашей эры. По-видимому, эта традиция существовала без перерывов на протяжении долгого времени, о чем говорят находки статуэток и туалетных принадлежностей (зеркал и косметических ложечек) в виде фигур с орнаментом на пояснице, бедрах, животе или шее. Он мог включать узоры из точек, цветочные мотивы, волнистые линии, символизирующие воду, а также стилизованные изображения козла или божества-карлика Бэса — покровителя сексуальности и деторождения, охранителя будущих матерей и новорожденных. Почитание Бэса часто было связано с культом богини любви и плодородия Хатхор.
Египтологи высказывали различные гипотезы о назначении женских татуировок. Например, предполагалось, что они могли быть отличительными знаками жриц-танцовщиц (одна из самых известных татуированных мумий, найденная в Дейр эль-Бахри, принадлежала жрице Хатхор — женщине по имени Амунет). Также татуировкам приписывались магические функции защиты при родах или обеспечения плодовитости. Однако если бы это предположение было верным, археологи располагали бы множеством находок такого рода. Между тем в Египте и Нубии их найдено лишь несколько десятков (1, 2). Из-за малочисленности антропологического материала и отсутствия упоминаний о подобной практике в письменных источниках ученым трудно установить, как она связана с изображениями на статуэтках.
Такую связь удалось найти двум американским исследовательницам — Энн Остин (Anne Austin) из Университета Миссури в Сент-Луисе и Мари-Лис Арнетт (Marie-Lys Arnette) из Университета Джона Хопкинса. Используя снимки, полученные в инфракрасном диапазоне, они изучили мумифицированные останки, обнаруженные в 2019 году в некрополе поселка строителей гробниц и художников в Дейр эль-Медине. На фрагментах двух женских мумий ученые выявили следы татуировок, реконструировали их предположительный первоначальный вид и сравнили с орнаментом на статуэтках, также происходящих из Дейр эль-Медины.
Одна из мумий, от которой сохранился лишь фрагмент левой тазовой кости с остатками кожи, принадлежала пожилой женщине (возраст ее оценивался в диапазоне от 29 до 81 года, среднее значение его составило 52 года со стандартным отклонением 14,47). Ее татуировка отлично видна не только на инфракрасном снимке, но и в видимом свете. Она представляла собой полосу орнамента высотой около пяти сантиметров, протянувшуюся через нижнюю часть поясницы. Аналогично располагалась различимая только на инфракрасной фотографии татуировка еще одной пожилой египтянки со средним значением возраста 62 года (стандартное отклонение 12,95, диапазон 29–88 лет). От второй мумии сохранилась нижняя часть туловища и ноги выше колен. Останки датируются временем правления XIX–XXI и XVIII–XXI династий соответственно, то есть обе женщины жили в эпоху Нового царства или в начале Третьего переходного периода, приблизительно во второй половине II — начале I тысячелетия до нашей эры.
Реконструкции, выполненные Остин и Арнетт, симметричны. Центральную часть их занимает геометрическая композиция из ромбов или зигзагов, обрамленных прямыми линиями, и точек. По краям находятся фигурные мотивы. В первом случае это Бэс в головном уборе из четырех перьев и предмет, который интерпретируется как стоящий на подставке сосуд с ароматическим конусом сверху. Эти элементы восстановлены на основе изображений, найденных в Дейр эль-Медине. Во второй реконструкции на краях располагаются цветочные мотивы и силуэты козлов, символически связанных с Бэсом, а в центре сверху — два защитных Ока Хора (Уджат) и, возможно, фигура самого Бэса (в правильности ее определения авторы не уверены).
Полученный результат исследовательницы сравнили с фрагментами трех статуэток из глины и нильского ила. Две из них обладают выраженным животом, означающим беременность. В области поясницы эти фигурки украшены зигзагообразными линиями и точками, а одна, наиболее хорошо сохранившаяся, — и вертикальными штрихами, напоминающими цветочный орнамент. Спереди на бедрах этой статуэтки схематически процарапаны изображения Бэса. Все эти символы, включая зигзагообразные знаки воды, в древнеегипетских верованиях олицетворяли различные аспекты культа Хатхор, такие как сексуальность или плодовитость.
Остин и Арнетт подчеркивают, что женские татуировки, относящиеся к культу плодородия, ни в коем случае не были всеобщей практикой. Редкость татуированных мумий может говорить о наличии магической традиции, распространенной в узком кругу лиц, причастных к определенным обрядам, которым покровительствовала богиня Хатхор и связанные с ней мифологические существа, например, Бэс или его женская ипостась Бэсет. Такие обряды были непременной частью процедуры родовспоможения. В этом случае статуэтки с аналогичными мотивами татуировок, возможно, использовались повитухами в качестве магического инвентаря. Подобные мотивы могли быть связаны и с послеродовыми ритуалами, гарантирующими, что мать и ребенок успешно переживут тяжелый период сразу после рождения. На этом этапе, когда молодая мать готовилась к возвращению в общество, ей преподносились дары, в том числе зеркало и косметические принадлежности. Они тоже несли на себе защитную функцию и поэтому содержали изображения носящих татуировки служительниц Хатхор, помогающих родам. Хатхор принадлежала к числу самых почитаемых божеств Египта.
Ранее N + 1 рассказывал о том, как археологи обнаружили под храмом царицы Хатшепсут тайник, в котором были сложены приношения из часовни Хатхор. А еще мы сообщали о находке костяных инструментов, которыми пользовались для нанесения татуировок древние индейцы.
Они жили больше 25 тысяч лет назад
Палеоантропологи из Германии и Испании описали человеческие останки, обнаруженные во время раскопок пещер Реклау-Вивер и Моллет-III, которые находятся на северо-востоке Пиренейского полуострова. Кости принадлежали как минимум четырем взрослым мужчинам, которые жили около 27–25 тысяч лет назад, то есть в конце периода граветта. Как сообщается в статье, опубликованной в Journal of Human Evolution, находки из этих двух памятников, по мнению исследователей, представляют собой самые ранние преднамеренные захоронения кроманьонцев, обнаруженные на северо-востоке Пиренейского полуострова.