Новозеландец под присмотром антропологов набил себе татуировки Этци

Вероятно, древнему человеку их сделали с помощью техники хендпоук

Ученые провели эксперимент, в ходе которого профессиональный татуировщик из Новой Зеландии сделал себе одинаковые татуировки с помощью различных инструментов и техник, доступных древним людям. Затем они сравнили их с рисунками на теле известной ледяной мумии по прозвищу Этци. Полученные результаты говорят о том, что жившему больше пяти тысяч лет назад мужчине, вероятно, татуировали тело с помощью техники хендпоук и использовали для этого, например, костяное или медное шило. Об этом сообщается в статье, опубликованной в European Journal of Archaeology.

В 1991 году немецкие туристы, посетившие Альпы, сделали одно из самых ярких археологических открытий прошлого столетия — они обнаружили вмерзшую в лед мумию взрослого человека, впоследствии прозванного Этци. Она принадлежала мужчине примерно 46 лет, жившему около 5200 лет назад и трагически завершившему свою жизнь в Эцтальских Альпах — по-видимому, его застрелили из лука. Вместе с останками исследователи также нашли ценные артефакты этого человека, включая медный топор с деревянной рукоятью, остатки одежды, заготовку для лука и колчан со стрелами (подробнее об Этци читайте в нашем материале «Из пропасти во льду»).

Долгие годы ученые изучают обстоятельства жизни и смерти этого человека. Например, они выяснили, что Этци ломал ребра, болел боррелиозом (болезнью Лайма), страдал от дегенеративного артрита и прочих тягостей первобытной жизни. Среди прочего, на его мумифицированном теле исследователи выявили многочисленные татуировки — одни из древнейших в мире. В общей сложности они насчитали 61 татуировку, которую можно объединить в 19 групп. В основном они представляют собой параллельные линии, которые расположены на животе, ногах, левом запястье и в нижней части спины.

Арон Детер-Вулф (Aaron Deter-Wolf) из Управления археологии штата Теннесси совместно с коллегами из Дании, Канады, Новой Зеландии и Швеции провел новое исследование татуировок Этци. Ученые отметили, что до сих пор точно не известно, каким способом были нанесены эти рисунки и для каких целей. Согласно распространенному мнению, их нанесли следующим образом: на коже Этци делали небольшие надрезы, после чего туда втирали пигмент из древесной золы (ранее даже выдвигалась гипотеза, что в надрез вкладывались травы, которые затем поджигались), хотя выдвигались и иные версии. Детер-Вулф и его коллеги также поставили под сомнение гипотезу, что татуировки Этци были сделаны в терапевтических целях.

Исследователи проанализировали этнографические и исторические данные о разных способах нанесения татуировок и выявили четыре потенциальных способа, как это могли делать древние жители Европы в медно-каменном веке. Первые два способа подразумевали, что человеку прокалывали кожу заостренным орудием с рукоятью или без. Пигмент же или наносили на кончик инструмента, или втирали в кожу после того, как были сделаны проколы. Другой способ (так называемый тэппинг) подразумевал, что в рукоять перпендикулярно крепилось острие (например, из рыбьей кости), а затем по ней наносились удары другим предметом. Еще один способ подразумевал продевание иглы с пропитанной краской нитью через кожу. Кроме того, оставался и вариант, что татуировку можно сделать с помощью надреза и последующего втирания пигмента.

В 2021–2022 годах исследователи провели эксперимент, чтобы выяснить, как физически различаются татуировки, сделанные разными способами и инструментами. В ходе него один из соавторов статьи — Дэнни Райдей (Danny Riday), профессиональный татуировщик из Новой Зеландии, — сделал себе одинаковые татуировки различными способами, используя такие инструменты, как костяная игла с ушком, кончик обсидианового скола, обсидиановый отщеп (с его помощью делался надрез), а также медное и костяное шилья. Впоследствии в течение шести месяцев ученые фиксировали с помощью микроскопа, как идет процесс заживления и как при этом меняются физические характеристики татуировок.

Затем ученые сравнили татуировки Этци с тем, что получилось у Райдея. При этом они учитывали тот факт, что рисунки на теле так называемого Ледяного человека могли измениться под влиянием процессов, происходивших после его смерти. Исследователи отвергли предположения, что татуировки сделаны путем надреза с последующим втиранием пигмента, постукиванием одного предмета о другой (тэппинг), а также продеванием иглы под кожей. По их мнению, наиболее вероятно, что их сделали с помощью техники хендпоук острым орудием, например, костяными или медными шильями или иглами. Подходящий для этого костяной артефакт археологи даже нашли вместе с телом самого Этци, хотя, безусловно, это не говорит о том, что именно этим предметом наносились татуировки.

Новости об Этци поступают достаточно регулярно. Например, в прошлом году палеогенетики перечитали геном этого человека и выяснили, что прошлые выводы, сделанные больше десяти лет назад, были не очень корректными из-за большого загрязнения. Среди прочего, ученые выяснили, что большинство предков Этци происходили из популяции древних земледельцев, переселившихся в Европу из Малой Азии в раннем неолите.

Единственный сохранившийся плащ из перьев какапо выставили в шотландском музее