По измерениям индивидуальных датчиков освещенности
Австралийские, американские и британские исследователи провели проспективный анализ уровня освещенности почти у 89 тысяч человек и пришли к выводу, что большее действие света по ночам и меньшее в течение дня связаны с повышенным риском смерти от всех причин. Отчет о работе опубликован в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Постоянно усиливающееся ночное освещение нарушает циркадные ритмы, приспособленные к природной смене дневной и ночной освещенности, путем смещения времени (фазы) и ослабления сигнала (амплитуды) их центрального регулятора — супрахиазматических ядер гипоталамуса. Это негативно сказывается на различных аспектах физического и психического здоровья, повышая риск многих заболеваний — от повреждения сетчатки и инсульта до депрессии с психозами и болезни Альцгеймера. Эксперименты на животных и популяционные исследования с использованием спутниковых данных указывали на то, хронические сбои циркадных ритмов из-за искусственного освещения могут повышать общую смертность, однако влияние персонального воздействия света у людей до этого не изучалось.
Чтобы восполнить этот пробел, Дэниел Уиндред (Daniel Windred) из Университетов Флиндерса и Монаша с коллегами из Австралии, Великобритании и США воспользовался данными 88905 человек (средний возраст 62,4 года; 57 процентов — женщины; 84,1 процента — с городским почтовым индексом) из репозитория UK Biobank. Каждый из них носил датчик освещенности в течение недели, общий объем полученных данных составил почти 13 миллионов часов. Дневное и ночное воздействие света определяли факторным анализом 24-часовых профилей освещения. Для определения их воздействия на фазу и амплитуду циркадного пейсмекерного механизма мозга использовали компьютерное моделирование.
Средняя продолжительность наблюдения за участниками составила 7,99 года, общее время наблюдения — 9,55 года. За это время умерли 3750 из них (в том числе 798 от кардиометаболических расстройств); смертность от всех причин была 5,28 на 1000 человеко-лет. Риски смерти рассчитывали с помощью коксовских моделей пропорциональных рисков с поправками на возраст, пол, этническую принадлежность, продолжительность светового дня, социодемографические факторы и образ жизни. Дневное и ночное воздействие света разбили на интервалы от 0 до 50, от 50 до 70, от 70 до 90 и от 90 до 100-го процентиля.
Повышенный уровень освещенности ночью оказался связан с увеличением риска смерти от всех причин: отношение рисков (HR) составило 1,15–1,18 для 70–90 процентилей и 1,21–1,34 для 90–100 процентилей по сравнению с 0–50 процентилями. Напротив, высокий уровень освещенности днем коррелировал с уменьшением риска: HR 0,84–0,90 для 50–70 процентилей; 0,74–0,84 для 70–90 процентилей и 0,66–0,83 для 90–100 процентилей по сравнению с 0–50 процентилями. Для кардиометаболической смертности влияние ночной и дневной освещенности, а также циркадной амплитуды на риск было еще более выраженным.
Таким образом, минимизация освещения ночью и максимизация — днем, а также поддержание регулярных смен света и темноты, усиливающих циркадные ритмы, может способствовать улучшению кардиоматаболического здоровья и увеличению продолжительности жизни, заключают авторы работы.
Для ночного освещения используют в основном флуоресцентные и светодиодные лампы. Они отличаются тем, что в их свете значительная доля приходится на синюю часть спектра. О том, какое воздействие это может оказать на здоровье и какие подтвержденные данные об этом имеются на данный момент, можно почитать в материале «Только синь сосет глаза».
По данным ВОЗ
Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) опубликовало международный доклад о социальных условиях жизни подростков, его тезисы изложены в пресс-релизе организации. Основным выводом доклада стало то, что за последние годы значительно уменьшилась поддержка со стороны семьи, при этом усилилось давление в школе.