Паразиты рассказали о рационе древних кокэльцев из скифской «Долины царей»

Видимо, среди их пищи были рыба и говядина

Археопаразитологи проанализировали образцы грунта, которые исследователи извлекли из погребений кокэльской культуры на памятнике Туннуг-I в скифской «Долине царей». Ученые обнаружили в них яйца как минимум трех видов гельминтов, которые указали на то, что, возможно, рацион древних сибирских кочевников включал рыбу и говядину. Об этом сообщается в журнале Scientific Reports.

На территории современной Тывы находится так называемая скифская Долина царей, известная благодаря внушительным курганам, в которых кочевники раннего железного века хоронили своих покойных. В последние годы археологи раскапывают там два крупных памятника: Чинге-Тей-I и Туннуг-I. Последний представляет собой курган диаметром больше ста метров, возведенный примерно в 830–800 годах до нашей эры.

Рядом с основной насыпью кургана Туннуг-I ученые нашли и множество других захоронений, относящихся к более поздним эпохам. Среди них были и погребения как минимум 87 носителей кокэльской культуры, которых похоронили здесь во II–V веках нашей эры.

Исследованию этих могил посвятили работу Сергей Слепченко (Sergey Slepchenko) из Тюменского научного центра СО РАН и его коллеги из Санкт-Петербурга и Швейцарии. Во время раскопок останков 11 человек ученые взяли образцы грунта, который находился рядом с их крестцами, а затем отправили их на археопаразитологическое исследование.

Благодаря этой работе ученые выявили яйца как минимум трех видов гельминтов. Так, в образцах присутствовали яйца ленточных червей из семейства Taeniidae. По словам исследователей, в кокэльских погребениях из памятника Туннуг-I нет свидетельств того, что люди употребляли в пищу мясо крупных рогатых животных или свиней. Однако ранее раскопки одного из поселений этой культуры показали, что говядина входила в рацион этих людей. По этой причине исследователи пришли к выводу, что, вероятно, найденные яйца принадлежали бычьему цепню (Taenia saginata).

Кроме того, археопаразитологи выявили яйца власоглава (Trichuris trichiura) и ленточных червей из рода Dibothriocephalus: D. latum или D. dendriticum. Последние, скорее всего, указывают на то, что носители кокэльской археологической культуры употребляли в пищу пресноводную рыбу, благодаря чему и заразились этими паразитами. Если это так, то находки представляют собой редкое свидетельство того, что древние сибирские скотоводы питались рыбой. Присутствие яиц власоглава, в свою очередь, может быть связано с тем, как эти люди утилизировали отходы или, например, попаданием фекалий в питьевую воду.

Совсем недавно мы рассказывали о других находках из памятника Туннуг-I. Так, археологи раскопали в нем деталь конского снаряжения в виде свернувшейся пантеры, а также нашли жертвоприношения лошадей.

На неандертальской стоянке Прадо-Варгас нашли очаг