В прошлом году его богатую могилу раскопали в Тыве
Российские палеогенетики секвенировали ДНК знатного воина, богатую могилу которого в прошлом году раскопали в кургане Чинге-Тей-I, расположенном в Тыве в скифской «Долине царей». Предварительные результаты геномного исследования показали, что по материнской линии этот человек был носителем той же гаплогруппы, что и так называемая царица из кургана Аржан-II. По аутосомному геному этот мужчина оказался похож на людей той же эпохи, останки которых нашли в Центральном Казахстане и Синьцзяне. Об этом генетик Артем Недолужко рассказал во время недавней научной дискуссии, посвященной этому захоронению.
В Турано-Уюкской межгорной котловине, расположенной в Тыве, находится ряд археологических памятников раннего железного века, получивший название скифской «Долины царей». Здесь ученые выявили группу крупных курганов, сооруженных для погребения представителей элиты кочевых культур в I тысячелетии до нашей эры. Среди них наиболее известны уже раскопанные памятники Аржан-I (IX–VIII века до нашей эры) и Аржан-II (VII век до нашей эры). Среди прочего, курган Аржан-I представляет собой древнейший исследованный памятник, в котором археологи нашли все три основных элемента так называемой скифской триады: предметы вооружения, характерные элементы конского снаряжения и артефакты, изготовленные в зверином стиле.
В последние годы археологи планомерно исследуют в Тыве еще два «царских» кургана: Туннуг-I и Чинге-Тей-I. Последний представляет собой большой курган диаметром примерно 70 метров, окруженный множеством других более скромных объектов. Его исследования начались в 2008 году под руководством Константина Чугунова (Konstantin Chugunov) из Государственного Эрмитажа, но лишь в прошлом году археологи раскопали первую могилу в основной части кургана. В ней находилось непотревоженное захоронение знатного мужчины-воина. В его погребении ученые обнаружили большое количество ценных артефактов. Среди них, например, золотые бляшки и бляхи, украшавшие костюм и головной убор покойного, пектораль, серьга, гребень и предметы вооружения. Этот комплекс относится к алды-бельской археологической культуре и датируется серединой VI века нашей эры.
В конце октября в Центре Вознесенского состоялась научная дискуссия, посвященная исследованию могилы знатного воина из кургана Чинге-Тей. На этом мероприятии палеогенетик Артем Недолужко (Artem Nedoluzko) из Европейского университета в Санкт-Петербурге рассказал о предварительных результатах изучения останков этого человека. Из зубов покойного им удалось выделить митохондриальную и ядерную ДНК.
Генетики подтвердили, что воин действительно был мужчиной и определили некоторые вероятные детали его внешности. Скорее всего, он был кареглазым, темноволосым и смуглым человеком. Ученые определили у этого мужчины ту же самую митохондриальную гаплогруппу, что и у «царицы» из кургана Аржан-II. Более того, их последовательности отличались друг от друга всего лишь одной мутацией. По отцовской линии мужчина принадлежал к одной из линий Y-хромосомной гаплогруппы Q. Она встречалась и у других кочевников раннего железного века, проживавших в этом регионе.
Кроме того, генетики проанализировали аутосомный геном воина. На графике, построенном с помощью метода главных компонент, он оказался ближе всего к другим кочевникам из той же эпохи. Их останки обнаружили на территории современного Центрального Казахстана (тасмолинская культура) и Синьцзяна.
В этом году исследователи также проводили раскопки памятника Чинге-Тей-I. Во время разбора каменной кладки кургана и обследования территории рядом с основным сооружением они нашли несколько ритуальных кладов-приношений, состоящих в основном из бронзовых элементов конского снаряжения.
ДНК выделили из десятитысячелетних останков
Палеогенетики прочитали геномы 13 жителей Южной Африки, в том числе древнейший на сегодняшний день геном южного африканца, который жил около десяти тысяч лет назад. Ученые пришли к выводу, что генофонд популяции охотников-собирателей этого региона на протяжении почти всей эпохи голоцена оставался стабильным, а поток генов из других частей Африки начался не раньше 1300 лет назад — после так называемой миграции банту. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Ecology & Evolution.