В погребении знатных скифов нашли шагающих грифонов и золотые луноликие личины

Археологи раскопали в Крыму неразграбленный скифский курган IV века до нашей эры. В центре этого сооружения диаметром около 50 метров оказался каменный склеп, внутри которого находились останки шести человек — возможно, это были члены знатной семьи. Их погребальный инвентарь включал предметы вооружения и украшения, в том числе нашивки с изображениями шагающих грифонов и золотые луноликие личины. Об этом сообщается в пресс-релизе Института археологии РАН.

В раннем железном веке по всей степной и лесостепной зонам Евразии от Нижнего Подунавья до Южной Сибири распространилась скифская культурно-историческая общность, которая включала целый ряд археологических культур. Их объединяла так называемая «скифская триада»: схожее вооружение, элементы конского снаряжения, а также звериный стиль искусства. Скифы не были единым народом, но, возможно, говорили на ираноязычных языках. Об этой общности известно не только благодаря данным археологии, но и по письменным источникам. Хотя сами скифы письменности не знали, зато о них много сообщали другие народы — греки, римляне, персы и китайцы.

Непосредственно скифская археологическая культура — это комплекс памятников середины VII — начала III века до нашей эры, обнаруженных в степной и лесостепной зоне Северного Причерноморья и на Северном Кавказе. Хотя об этих племенах писал еще Геродот, большую часть информации о них ученые получили, исследовав многочисленные погребения и погребально-поминальные комплексы. В основном это земляные курганы, размер которых, как правило, зависел от социального положения умерших. Курганная насыпь нередко дополнялась каменной стеной (так называемой крепидой) или окружалась рвом, где иногда содержатся свидетельства жертвоприношений. Господствующим обрядом выступала ингумация, причем вместе с умершими нередко хоронили зависимых людей, коней, а также оставляли богатый сопроводительный инвентарь.

Ученые из Крымской новостроечной археологической экспедиции Института археологии РАН провели охранно-спасательные раскопки кургана высотой около 2,5 метра и диаметром примерно 50 метров, который попал в зону строительства автомобильной дороги в обход Симферополя. Археологи вскрыли полностью сохранившуюся опорную стену, сложенную из блоков разного размера, а также обнаружили, что в центре кургана находился каменный склеп IV века до нашей эры, к которому вел длинный дромос (коридор).

Раскопанный курган оказался неграбленным, что большая редкость для скифских памятников. Внутри склепа находились останки шести человек, которых похоронили в разное время. Рядом с останками одного из индивидов археологи нашли нашивки с изображениями шагающих грифонов, возле других — золотые серьги, а также нашивки четырех типов. Среди находок, в частности, обращают на себя внимание луноликие личины, изготовленные из золота. Кроме того, в погребении присутствовали предметы вооружения, например, наконечник от железного копья. В результате исследования ученые пришли к выводу, что в склепе похоронили семью знатного скифа.

Ирина Рукавишникова (Irina Rukavishnikova) из Института археологии РАН сообщила, что в захоронении они нашли около ста отдельных предметов, многие из которых лежали на своих местах. Это позволит в будущем, в частности, реконструировать костюм одного из погребенных индивидов. В настоящее время останки этих людей переданы антропологам, которые постараются выяснить пол, возраст и состояние здоровья умерших, а также установить степень их родства.

Ранее на N + 1 рассказывали о результатах исследования других скифских погребений. Так, на Дону археологи обнаружили останки трех пожилых мужчин IV–III веков до нашей эры, которых похоронили в заброшенном колодце. А на другом памятнике в скифском погребении нашли серебряную накладку с изображениями нескольких божеств, в том числе богини Аргимпасы.

Смену власти в майяском городе отметили сожжением останков прежних правителей