Археологи нашли на Дону серебряную накладку с изображениями скифских богов

Российские археологи раскопали курган—7 могильника Девица—V на Среднем Дону, в котором нашли разграбленное скифское погребение IV века до нашей эры. Рядом с останками мужчины 40–49 лет находились уцелевшие артефакты — золотые бляшки, железный нож, наконечники и фрагменты трех конских уборов. Необычной находкой оказалась серебряная прямоугольная накладка, на которой изображены несколько божеств, в том числе богиня Аргимпаса. О результатах раскопок сообщается в пресс-релизе Института археологии РАН.

Обновлено: в сентябре 2022 года статья опубликована в журнале Российская археология.

В раннем железном веке по всей степной и лесостепной зонам Евразии от Нижнего Подунавья до Южной Сибири распространилась скифская культурно-историческая общность. Она включала целый ряд археологических культур, для которых характерна так называемая «скифская триада»: схожее вооружение, элементы конского снаряжения, а также предметы искусства, выполненные в зверином стиле. Скифы не были единым этносом, но, вероятно, говорили на ираноязычных языках. Об этой общности известно не только благодаря данным археологии, но и письменным источникам. Сами скифы письменности не знали, зато о них много писали другие народы — греки, римляне, персы и китайцы.

На территории Острогожского района Воронежской области расположен могильник скифского времени Девица—V, который был обнаружен российскими археологами в 2000 году. Этот погребальный комплекс расположен на правом берегу одноименной реки. Памятник включает 19 насыпей, располагающихся двумя параллельными цепочками. На протяжении многих лет весь древний могильник интенсивно распахивался. Большинство уже обследованных погребений этого памятника оказались разграбленными. Но в 2019 году археологам удалось раскопать останки скифских женщин-воинов и головной убор из сплава золота.

Сотрудники Донской экспедиции Института археологии РАН под руководством Валерия Гуляева (Valery Gulyaev) исследовали курганный могильник Девица—V на Среднем Дону. В 2021 году археологи приступили к раскопкам кургана—7, расположенного в центральной части погребального комплекса.

По всей видимости, этот курган был одним из самых больших на этом памятнике. Насыпь достигала высоты около 1,3 метра и 40 метров в диаметре, но она сильно пострадала из-за сельскохозяйственных работ. В центре кургана находилась деревянная гробница размером 7,5 на 5 метров, которая относится к IV веку до нашей эры. Археологи отметили, что это одна из самых больших раскопанных могил этого комплекса. Еще в древности эту гробницу разграбили, однако к тому времени крыша склепа уже обвалилась, поэтому некоторый погребальный инвентарь уцелел. Ученые сообщили, что найденные артефакты соответствуют основным традициям погребения воина, при котором находились предметы вооружения, конская сбруя, а также украшение в зверином стиле.

В раскопанной могиле находились останки мужчины 40–49 лет, возле черепа которого археологи обнаружили многочисленные мелкие золотые бляшки. По всей видимости, ими раньше был расшит погребальный полог. Рядом с останками также лежали железный нож, ребро лошади, а также наконечник копья и три наконечника дротиков. В углу могилы находились элементы трех конских уборов — удила, подпружные пряжки, псалии, налобники, а также железные, бронзовые и костяные ворворки. Археологи также раскопали шесть нащечных бронзовых блях, изготовленных в виде волков с оскаленной пастью, лепной кубок, большой чернолощеный кувшин, а также челюсть молодого медведя. Это позволило ученым подтвердить, что у скифов Среднего Дона существовал культ медведя.

В отдалении от всех других вещей и останков археологи нашли серебряную прямоугольную накладку размером 34,7 на 7,5 сантиметра, которая была прибита многочисленными серебряными гвоздиками к деревянной основе. В центре этого предмета находится, предположительно, изображение богини Аргимпасы (Кибелы), которая считалась владычицой зверей и покровительницей плодородия. Ее изобразили анфас с обнаженной верхней частью тела, а также с головным убором в виде короны с рогами. По бокам богиню окружают орлиноголовые грифоны.

На левой стороне накладки находятся изображения синкретических существ, стоящих друг напротив друга и прижимающихся лапами. С правой стороны артефакта к нему прикреплены две круглые бляхи, на которых изображен антропоморфный персонаж в короне, окруженный двумя грифами. Ученые отметили, что предстоит длительная работа по изучению и интерпретации этих необычных божественных фигур. Гуляев подчеркнул, что эта находка вносит заметный вклад в представления ученых о религиозных верованиях скифов.

Ранее на N + 1 рассказывали, что генетики проанализировали 111 древних геномов и нашли предков скифов на Алтае и Урале, а антропологи и археологи обнаружили у скифов Причерноморья признаки оседлого уклада.

Древнему кочевнику из Китая наложили шину на сломанную ногу около 2400 лет назад