Археологи нашли на Дону тройное погребение в заброшенном колодце

Археологи обнаружили на Дону засыпанный колодец, в котором находилось погребение трех пожилых мужчин IV–III веков до нашей эры. Их аккуратно опустили на дно четырехметровой шахты, после чего засыпали землей и глиной, несколько раз разожгли огонь и положили часть скелета еще одного человека. Ученые не нашли на останках признаков насильственной смерти и предположили, что местные жители спрятали в колодце нечто опасное для мира живых. Результаты исследования опубликованы в журнале Уральский исторический вестник.

В раннем железном веке, около VII–III веков до нашей эры, степную и лесостепную зоны Евразии от Северного Причерноморья до Южной Сибири населяли племена, которые были носителями круга близких культур скифской культурно-исторической общности. Их объединяла так называемая «скифская триада», включавшая схожее вооружение, элементы конского снаряжения и так называемый звериный стиль искусства.

В 2015–2016 годах археологи обнаружили на левом берегу Дона на окраине села Верхнее Казачье, расположенного в Задонском районе Липецкой области, многослойное городище. Оно возникло в самом начале скифской эпохи и с перерывами существовало до гуннского времени. Ученые обнаружили здесь остатки укреплений и комплекса построек, многочисленные фрагменты глиняной лепной посуды, изделия из кости и металла. Кроме того, археологи нашли ряд погребений и засыпанный колодец.

Юрий Разуваев (Yuriy Razuvaev) из Воронежского государственного педагогического университета и Ирина Решетова (Irina Reshetova) из Института археологии РАН провели исследование засыпанного землей колодца, который использовался примерно во второй половине VI — начале V века до нашей эры. Он представлял собой шахту размером 1,1×1,3 метра, глубина которой достигала шести метров. Колодец был заброшен после пожара, уничтожившего поселение. В IV–III веках до нашей эры носители скифоидной культуры вновь заселили эту территорию и использовали колодец для группового захоронения. На глубине около четырех метров археологи обнаружили останки трех взрослых мужчин, а в заполнении над ними — еще одного.

Ученые отметили, что, по всей видимости, первых трех человек аккуратно спустили на дно колодца с помощью веревок, а не просто сбросили. Останки принадлежали пожилым мужчинам старше 50 лет, над которыми находилась часть скелета мужчины, умершего в возрасте около 60 лет. Археологи отметили, что в засыпке также находились остатки кострищ — свидетельство обрядовых действий. Вместе с останками людей лежали кости животных, фрагменты глиняной посуды, части двух костяных гарпунов. Неподалеку также находились два обычных погребений — парное и одиночное.

Исследование останков показало, что у людей был зубной камень и измененные ткани пародонта. Кроме того, наблюдались возрастные дегенеративные изменения, а у двух человек — зажившие переломы носовой и затылочной костей. Ученые не обнаружили признаков насильственной смерти, но отметили, что три человека умерли примерно в одно время. Но останки индивида, находившиеся в засыпке, позволили предположить, что с его телом проводились обрядовые манипуляции. Вероятно, некоторое время оно выдерживалось на открытой площадке.

Ученые отметили, что, возможно, местные жители спрятали в колодце что-то опасное для мира живых. На это указывают тщательная засыпка, глинистая площадка со следами неоднократного разжигания огня, а также два гарпуна, которые могли быть апотропеями. По мнению исследователей, этот погребально-жертвенный комплекс имеет прямое отношение к культово-ритуальной сфере племен Лесостепной Скифии.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях, посвященных скифскому времени. Так, археологи нашли на Дону серебряную накладку с изображениями скифских богов, а также отлили наконечники стрел по скифским технологиям.

В Фанагории обнаружили древнейшую в России синагогу