Скифы-земледельцы похоронили умерших в бескурганных могилах

Археолог Юрий Разуваев исследовал разновременные древние погребения Ксизовского могильника, которые были раскопаны в Липецкой области, и обнаружил, что пять могил относились к скифскому времени, а не к гуннскому, как это считалось ранее. Изучив еще 12 погребений этого периода, ученый пришел к выводу, что у рядового оседлого населения существовал погребальный обряд, отличавшийся от скифской полукочевой знати. Так, людей хоронили в бескурганных могилах с минимальным количеством инвентаря. Результаты исследования опубликованы в Кратких сообщениях Института археологии.

В раннем железном веке степную и лесостепную зоны Евразии от Северного Причерноморья до Южной Сибири населяли племена, относящиеся к скифской культурно-исторической общности. Она включала целый ряд культур, которые объединяла так называемая «скифская триада»: схожее вооружение, элементы конского снаряжения и так называемый звериный стиль искусства. Скифы не были единым этносом, но, возможно, говорили на ираноязычных языках. Кроме того, различался и хозяйственный уклад этих племен, о чем известно не только из археологических данных, но и от древних авторов. Так, еще Геродот сообщал о скифах-земледельцах, отличавшихся и от скифов-кочевников, и от царских скифов.

На окраине села Ксизово, расположенного в Задонском районе Липецкой области, в 2008–2010 годах археологи обнаружили разновременной грунтовый могильник, большая часть погребений которого относится к гуннскому времени. Кроме того, на этой территории обнаружили могилы эпохи бронзы, скифского времени и Средневековья. Исследование останков скифского времени показало, что местное население жило в достаточно суровых условиях, которые привели к высокой распространенности зубочелюстных патологий. Кроме того, анализ стабильных изотопов углерода и азота показал, что хозяйство этих людей базировалось на выращивании злаков, в частности, проса, а их рацион состоял из малого количества пищи, содержащей белки животного происхождения.

Юрий Разуваев (Yuri Razuvayev) из Воронежского государственного педагогического университета исследовал комплекс разновременных памятников, расположенных у села Ксизово, включая городище и поселения 16, 17 и 19. На территории этих поселений археологи также обнаружили грунтовые бескурганные погребения, что не характерно для лесостепного Подонья скифского времени. На этих же землях находились погребения более позднего гуннского периода.

Ученый сообщил, что исследователи провели радиоуглеродный анализ останков, обнаруженных в 28 могилах, а также изучили вещевые находки. Оказалось, что большая часть из них относится к гуннскому времени, но принадлежность пяти погребений пришлось пересмотреть. По мнению Разуваева, они относятся к скифской эпохе.

В общей сложности археологам стало известно 17 погребений, совершенных в Ксизовском могильнике в скифскую эпоху, среди которых два оказались парными. В подпрямоугольных могилах находились останки 19 человек: одного ребенка, а также девяти мужчин и девяти женщин. Хотя некоторые скелеты повредили перекопами позднего времени, Разуваев считает, что все умершие находились в традиционной для скифского времени вытянутой на спине позе.

Археолог отметил, что погребальный инвентарь умерших оказался крайне бедным. Так, в могилах мужчин находилось обычно по одному—трем наконечникам стрел. Женщин же сопровождали небольшое количество украшений и пряслица. По мнению исследователя, могильник использовался жителями городища и селища, которые, по всей видимости, были земледельцами. Автор заметил, что, вероятно, у рядового оседлого населения скифоидных культур в среднедонской лесостепи существовала собственная погребальная традиция, которая была отлична от обряда полукочевой элиты.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях, посвященных скифскому времени. Так, археологи нашли на Дону серебряную накладку с изображениями скифских богов, а также отлили наконечники стрел по скифским технологиям.

В Скандинавских горах вытаяли элементы узды эпохи викингов