На периферии раннескифского «царского» кургана в Тыве раскопали тюркские захоронения

Похоже, они датируются VII–VIII веками нашей эры

Археологи раскопали на периферии «царского» кургана Туннуг-1 в Республике Тыва захоронения раннесредневекового времени, оставленные тюрками. Под некоторыми насыпями помимо останков людей они нашли кости лошадей, собак, мелкого рогатого скота и косули. Среди обнаруженных артефактов оказались в основном элементы конского снаряжения. Четыре из пяти радиоуглеродных датировок показали, что захоронения относятся к 653–775 годам нашей эры. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале PLoS One.

Скифское время в Южной Сибири и на сопредельных территориях обычно разделяют на два этапа, первый из которых в научной литературе называют раннескифским или аржано-майэмирским временем и датируют концом IX – первой половиной VI века до нашей эры. К этому периоду относится комплекс памятников «Долина царей», расположенный в Республике Тыва и названный так по аналогии с некрополем в Луксоре. В последние годы археологи изучают два «царских» кургана. Первый – Чинге-Тэй-I, где в нынешнем сезоне нашли непотревоженную могилу знатного воина или военачальника начала VI века до нашей эры. Второй – Туннуг-1, исследования которого начались в 2017 году.

Туннуг-1 представляет собой курган правильной круглой формы, диаметр которого превышает сто метров. Радиоуглеродный анализ отдельных древесных колец методом ускорительной масс-спектрометрии показал, что курган возвели около 830–800 годов до нашей эры. Однако захоронения на этом месте продолжались и в гораздо более поздние времена, например, в эпоху Великого переселения народов и раннее Средневековье. Так, на периферии кургана обнаружили многочисленные погребения кокэльской археологической культуры (около I–IV веков нашей эры). В одном из них вместе с останками молодой женщины ученые нашли 82 предмета, 65 из которых оказались золотыми, например, необычная спираль, серьги ромбовидной формы и элементы головного убора. Кроме того, при ней находился небольшой бронзовый кулон, изготовленный, похоже, из фрагмента китайского зеркала. Также в минувшие годы археологи обнаружили свидетельства убийств нескольких человек (возможно, членов одной семьи), жертвоприношений и неизвестные каменные стелы.

Джино Каспари (Gino Caspari) из Сиднейского университета совместно с коллегами из Германии, России и Швейцарии представил результаты раскопок средневековых погребальных сооружений, обнаруженных на Южной периферии кургана Туннуг-1 вместе с захоронениями скифского времени и кокэльской культуры первых веков нашей эры. Большинство средневековых конструкций представляли собой основное сооружение, вокруг которого сосредоточены более аморфные. Так, в основных сооружениях находились захоронения лошадей и людей по обряду ингумации (и, возможно, кремации). В аморфных конструкциях и по краям основных встречались захоронения детей, собак и кости животных. Радиоуглеродный анализ пяти человеческих костей из разных погребений показал, что они относятся к 653–870 годам нашей эры (четыре из пяти даты укладываются в интервал между 653 и 775 годами нашей эры).

Конструкции под номерами шесть и семь представляли собой насыпи, под которыми находились могильные ямы с останками людей и коней, возраст которых достигал 15–20 лет. Кроме того, юго-восточной части сооружения-6 находились кости собаки, а в северной части сооружения-7 – детские и овечьи кости. В заполнении ям археологи обнаружили железные наконечники стрел, костяные свистунки, бронзовые пряжки, а также элементы конского снаряжения.

Раскопки другого объекта (номер 15) позволили выявить подовальный курган диаметром 4,5 метра. В основной яме этого сооружения археологи не нашли каких-либо останков. Однако в другом погребении находились кости ребенка, а также китайская монета времен династии Тан. Не нашли человеческих останков и при исследовании конструкции-36, однако артефакты под каменной насыпью все же присутствовали. Так, в руки ученых попали железные элементы узды, стремена, пряжки и наконечники стрел. Напротив, при раскопках объектов 37 и 38 археологи обнаружили только детские останки и кости мелкого рогатого скота.

При обследовании конструкции-45 археологи обнаружили захоронение ребенка восьми–девяти лет, которого похоронили вместе годовалой лошадью. Его инвентарь включал одно железное стремя, элементы узды, нож, три наконечника стрел, а также костяные пряжки и рукояти. Кроме того, под насыпью присутствовали фрагменты черепа и позвонки самки косули, а также останки собаки, которая при жизни достигала в высоту 40 сантиметров и весила около 10–15 килограмм. Рядом с объектом-45 находилась сопроводительная конструкция-51, при обследовании которой археологи обнаружили останки плода и кости собаки.

Во время раскопок конструкции-29, представляющей собой каменную насыпь, археологи обнаружили основную яму, внутри которой находились железные изделия, керамический сосуд, а также несколько человеческих, собачьих и овечьих костей. В западной части объекта также находилось захоронение собаки, а в южной и восточной частях – два детских захоронения. Кроме того, на краю кургана исследователи нашли типичную для тюрок антропоморфную стелу. Исследование еще нескольких конструкций принесло находки фрагментов керамики, костей, конской упряжи, жерновов, части бронзового зеркала и некоторые другие артефакты.

Археологи заключили, что расположение насыпей рядом с «царским» курганом раннескифского времени указывает на его значимость в течение длительного периода времени. Исследователи отметили совместное захоронение человека и лошади на этом памятнике. В отличие от памятников Алтая, в Тыве подобный обряд у тюрок встречался крайне редко. Кроме того, особенностью изученных погребальный сооружений выступают вероятные остатки кремаций (однако они неоднозначны). По словам ученых, до сих пор надежных археологических подтверждений трупосожжений у тюрок, описанных в китайских источниках, нет. Исследователи отметили, что скудные материальные находки с комплекса Туннуг-1 не дают хороших представлений ни о социокультурном облике популяции, оставившей раскопанные погребения, ни о половозрастных различиях. Однако характерные признаки престижности военного дела и всадничества все же просматриваются.

В этом году на N + 1 уже рассказывали о результатах исследования памятника Туннуг-1. Так, археологи раскопали четыре впускных погребения, а также обнаружили составную витую гривну и бронзовое орнаментированное зеркало.

В амфорах с затонувшего античного корабля нашли остатки гарума из анчоусов