В Великом Новгороде нашли зарытый в X веке крупный клад серебра

Он включает примерно 1800 монет и десятки украшений

Археологи обнаружили в Великом Новгороде очень крупный клад, спрятанный в последней четверти X века. Он состоит примерно из 1800 целых и фрагментированных серебряных монет различного происхождения, а также более чем из 80 украшений. Как сообщается в пресс-релизе Института археологии РАН, общий вес раскопанных артефактов достигает примерно трех килограмм.

Больше 90 лет в Великом Новгороде работает Новгородская археологическая экспедиция, которую еще в 1932 году организовал известный советский историк и археолог Артемий Арциховский. За долгие годы исследователи раскопали огромное количество находок, рассказывающих жизни древнего и средневекового города. Среди них больше всего известны берестяные грамоты, которых в Новгороде нашли уже как минимум 1228 штук.

Помимо берестяных документов, исследователи регулярно сообщают и о других ценных артефактах, сохранившихся в новгородских культурных слоях. Так, например, в этом году мы рассказывали, что только в Троицком-XVII раскопе археологи, среди прочего, обнаружили три десятка свинцовых печатей, включая буллу князя Владимира Мономаха и некоторых других князей и должностных лиц.

На этот раз Пётр Гайдуков (Petr Gaydukov) из Института археологии РАН совместно с коллегами рассказал о другом ценном открытии текущего полевого сезона. Во время работ в Людином конце средневекового Новгорода, которые предваряли строительство жилого дома, исследователи раскопали остатки построек, множество разнообразных артефактов, включая берестяную грамоту XII века и серебряный слиток, который лежал внутри жилища XIV века. Однако самой неожиданной находкой стал клад из примерно 1800 целых и фрагментированных серебряных монет, а также более 80 украшений, зарытый в последней четверти X века — возможно, во времена правления князя Владимира Святославича. Клад, получивший название Воздвиженский, в общей сложности весил около трех килограмм.

По словам исследователей, клад включал монеты разнообразного происхождения, причем на части из них были приклепаны ушки — свидетельства того, что их носили в качестве привесок. В состав клада входили сасанидская драхма, германский денарий, византийские милиарисии, куфические дирхамы, а также монеты, отчеканенные в Волжской Булгарии. Самая поздняя монета, которую ученые уже сумели датировать, была отчеканена в 974 или 975 годах, поэтому они предполагают, что, возможно, клад закопали во второй половине 970-х годов. Среди прочего, исследователи также отметили, что на некоторых монетах они выявили граффити. Так, на одном из дирхамов присутствовало изображение молота Тора.

Помимо монет, клад также включал 83 других артефакта. Среди них оказались хрустальная и стеклянные бусины, позолоченная подвеска из бронзы и 72 серебряных украшения: перстень, височное кольцо, 16 пуговиц и детали двух или трех ожерелий, включая большой крест, относящийся к так называемому скандинавскому типу. По словам ученых, эти предметы сделаны мастером с высокой квалификацией из высокопробного серебра.

Археологи отметили, что новгородские клады конца X века — редкость. До этой находки были известны всего лишь три клада, причем все они заметно уступали Воздвиженскому по количеству предметов и по общей массе серебра.

Ранее мы рассказывали о множестве других ценных артефактах, раскопанных в Великом Новгороде. Например, пару лет назад в этом городе обнаружили бронзовый псалий в стиле Борре и нашли деревянный игрушечный меч с рунической надписью, а в прошлом году раскопали буллу князя Ярослава Ярославича.

Наконечники стрел подтвердили южное происхождение части участников битвы в долине Толлензе