Археологи обнаружили в Новгороде средневековый игрушечный меч с датскими рунами

Это всего вторая руническая надпись, найденная в этом городе

Археологи обнаружили во время раскопок на средневековом Немецком дворе в Великом Новгороде деревянный игрушечный меч, относящийся к концу XII — XIII веку. На этом предмете вырезаны восемь датских рун, которые предположительно переводятся как «целый год». Это всего лишь вторая руническая надпись, обнаруженная в Новгороде. Об этом сообщается в пресс-релизе Института археологии РАН.

В 1932 году известный российский ученый Артемий Арциховский (Artemy Artsikhovsky) создал Новгородскую археологическую экспедицию. За прошедшие с того момента девять десятилетий исследователи успели изучить больше 50 участков в разных районах древнего и средневекового города, занимающих площадь более 40 тысяч квадратных метров. В 1951 году сотрудники этой экспедиции сделали важнейшее открытие в отечественной археологии XX века — обнаружили первую берестяную грамоту, которых с того момента только в Новгороде нашли больше 1150. В общей сложности коллекция предметов материальной культуры насчитывает уже больше 150 тысяч отдельных находок, включая обнаруженную в 2000 году «Новгородскую псалтырь» («Новгородский кодекс») — древнейшую известную книгу Руси.

В прошлом году во время работ на Иоанновском раскопе, расположенном на Торговой стороне Великого Новгорода, археологи обнаружили вероятную границу Немецкого двора. В XII–XV веках он был официальным представительством и торговой факторией немецких купцов, пока его по ряду причин в 1494 году не закрыл Иван III. До 2021 года его точное расположение установить не удавалось. Было известно лишь то, что он занимал площадь около двух тысяч квадратных метров и находился где-то между древними улицами Ильиной и Большой Пробойной. Несколько месяцев назад стало известно о новых находках, сделанных на этом раскопе. Среди них оказались деревянный настил въезда на двор, многочисленная немецкая столовая посуда, предметы с фамильными купеческими знаками, а также западноевропейская ажурная обувь.

Исследователи из Института археологии РАН, Новгородского государственного музея-заповедника и Новгородского государственного университета под руководством Петра Гайдукова (Petr Gaidukov) продолжили работы на Иоанновском раскопе. Археологи отметили огромную плотность находок на этом участке — до сотни предметов встречается на одном десятисантиметровом пласту культурного слоя.

Среди находок оказался игрушечный деревянный меч, относящийся к концу XII — XIII веку. На этом предмете, изготовленном из сосны, исследователи обнаружили восемь вырезанных датских рун, которые в переводе предположительно означают «целый год». Археологи отметили, что обычно ганзейцы приезжали в Новгород на полгода. Но, видимо, человек, оставивший на мече руническую надпись, задержался здесь на больший срок.

По данным исследователей, руническую надпись в Новгороде находили лишь однажды — в далеком 1958 году. Тогда на Неревском раскопе (Софийская сторона) археологи обнаружили обломок кости свиньи, на котором также присутствовали датские руны. В статье 1962 года, посвященной этой находке, ее датировали XI–XII веками. Кроме того, рунические надписи встречались и на других памятниках, например, в 2011 году на Рюриковом городище нашли четырехгранную привеску-амулет с рунами.

В этом году в Великом Новгороде также нашли 13 берестяных грамот, причем одну — в Иоанновском раскопе. Подробно узнать о том, что лингвистам удалось в них прочитать, можно в нашем материале «ѿсьлицѣ к ываноу».

Антропологи нашли древнейших всадников. Ими оказались носители ямной культуры

Похоже, они ездили верхом на лошадях уже пять тысяч лет назад

Антропологи исследовали останки 217 древних людей, найденные в Румынии, Болгарии, Венгрии и Чехии. Среди них оказались пять представителей ямной культуры, на костях которых присутствуют изменения, характерные для всадников. Это позволило сделать вывод, что скотоводы перемещались верхом на лошадях уже пять тысяч лет назад. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Science Advances.