Археологи обнаружили в Новгороде средневековый игрушечный меч с датскими рунами

Это всего вторая руническая надпись, найденная в этом городе

Археологи обнаружили во время раскопок на средневековом Немецком дворе в Великом Новгороде деревянный игрушечный меч, относящийся к концу XII — XIII веку. На этом предмете вырезаны восемь датских рун, которые предположительно переводятся как «целый год». Это всего лишь вторая руническая надпись, обнаруженная в Новгороде. Об этом сообщается в пресс-релизе Института археологии РАН.

Обновлено: в мае 2023 года результаты исследования этой находки опубликованы в журнале GRAPHOSPEHAERA. Письмо и письменные практики

В 1932 году известный российский ученый Артемий Арциховский (Artemy Artsikhovsky) создал Новгородскую археологическую экспедицию. За прошедшие с того момента девять десятилетий исследователи успели изучить больше 50 участков в разных районах древнего и средневекового города, занимающих площадь более 40 тысяч квадратных метров. В 1951 году сотрудники этой экспедиции сделали важнейшее открытие в отечественной археологии XX века — обнаружили первую берестяную грамоту, которых с того момента только в Новгороде нашли больше 1150. В общей сложности коллекция предметов материальной культуры насчитывает уже больше 150 тысяч отдельных находок, включая обнаруженную в 2000 году «Новгородскую псалтырь» («Новгородский кодекс») — древнейшую известную книгу Руси.

В прошлом году во время работ на Иоанновском раскопе, расположенном на Торговой стороне Великого Новгорода, археологи обнаружили вероятную границу Немецкого двора. В XII–XV веках он был официальным представительством и торговой факторией немецких купцов, пока его по ряду причин в 1494 году не закрыл Иван III. До 2021 года его точное расположение установить не удавалось. Было известно лишь то, что он занимал площадь около двух тысяч квадратных метров и находился где-то между древними улицами Ильиной и Большой Пробойной. Несколько месяцев назад стало известно о новых находках, сделанных на этом раскопе. Среди них оказались деревянный настил въезда на двор, многочисленная немецкая столовая посуда, предметы с фамильными купеческими знаками, а также западноевропейская ажурная обувь.

Исследователи из Института археологии РАН, Новгородского государственного музея-заповедника и Новгородского государственного университета под руководством Петра Гайдукова (Petr Gaidukov) продолжили работы на Иоанновском раскопе. Археологи отметили огромную плотность находок на этом участке — до сотни предметов встречается на одном десятисантиметровом пласту культурного слоя.

Среди находок оказался игрушечный деревянный меч, относящийся к концу XII — XIII веку. На этом предмете, изготовленном из сосны, исследователи обнаружили восемь вырезанных датских рун, которые в переводе предположительно означают «целый год». Археологи отметили, что обычно ганзейцы приезжали в Новгород на полгода. Но, видимо, человек, оставивший на мече руническую надпись, задержался здесь на больший срок.

По данным исследователей, руническую надпись в Новгороде находили лишь однажды — в далеком 1958 году. Тогда на Неревском раскопе (Софийская сторона) археологи обнаружили обломок кости свиньи, на котором также присутствовали датские руны. В статье 1962 года, посвященной этой находке, ее датировали XI–XII веками. Кроме того, рунические надписи встречались и на других памятниках, например, в 2011 году на Рюриковом городище нашли четырехгранную привеску-амулет с рунами.

В этом году в Великом Новгороде также нашли 13 берестяных грамот, причем одну — в Иоанновском раскопе. Подробно узнать о том, что лингвистам удалось в них прочитать, можно в нашем материале «ѿсьлицѣ к ываноу».

Зубы и кости из Кооби-Форы приписали одному человеку умелому