В Великом Новгороде нашли шесть берестяных грамот и буллу князя Ярослава Ярославича

Среди других ярких находок выделяются германские монеты

Российские археологи, работающие в Великом Новгороде, рассказали о находках нынешнего сезона. Во время раскопок, проходивших в Неревском конце, они обнаружили больше трех тысяч индивидуальных находок, среди которых выделяются шесть берестяных грамот, 11 свинцовых печатей, включая буллу князя Ярослава Ярославича, а также три германские монеты. Об этом сообщается на сайте Института археологии РАН.

В 1932 году известный историк и археолог Артемий Арциховский (Artemy Artsikhovsky) организовал Новгородскую археологическую экспедицию, которая занимается исследованием древнерусского города и по сей день. Участники этой экспедиции сделали важнейшее открытие в отечественной археологии XX столетия. В 1951 году они обнаружили первую берестяную грамоту (подробнее об этом читайте в материале «История истории: Поклоно ѿ Онѳима»), количество которых с тех пор только в Новгороде превысило 1150 штук (о находках прошлого года можно узнать в материале «ѿсьлицѣ к ываноу»).

Однако одними грамотами дело не ограничивается. Например, важным открытием последних лет стало обнаружение средневекового Немецкого двора, на котором, среди прочего, недавно нашли игрушечный меч с рунической надписью, а также берестяную грамоту, в которой сообщается о преступнике Борисе, вероятно, упомянутом в летописи. Среди других находок обращают на себя внимание прикладная золотая печать, бронзовый псалий в стиле Борре, а также домонгольские фрески.

Петр Гайдуков (Petr Gaydukov) и Олег Олейников (Oleg Olejnikov) из Института археологии РАН рассказали о находках, сделанных в Великом Новгороде в течение текущего полевого сезона. Наиболее значимые открытия исследователи сделали в Неревском конце средневекового города, который находится на севере Софийской стороны.

В раскопе, площадь которого составляет около 700 квадратных метров, археологи обнаружили больше трех тысяч индивидуальных артефактов, сделанных из различных металлов, кости, стекла, янтаря, камня и глины. Кроме того, тут нашли примерно 300 тысяч различных массовых находок, к которым относятся, например, кусочки керамической посуды или кожаные обрезки.

Здесь же исследователи обнаружили четыре усадьбы XIII–XIV веков, состоявшие из жилых и хозяйственных построек, во время изучения которых они собрали большое количество артефактов. Среди редких и ценных находок оказались шесть берестяных грамот, в одной из которых некий Андрей просит выкупить его (по-видимому, из долговой зависимости). Также археологи обнаружили 11 вислых печатей, включая буллу князя Ярослава Ярославича, печати новгородского тысяцкого и наместников архиепископов. Кроме того, впервые в Новгороде нашли денарии кельнских архиепископов, относящиеся к середине XIII века. Еще одним ценным и статусным артефактом оказался бронзовый медальон-змеевик с изображением архангела Михаила, змеевидной композиции и греческими надписями-молитвами.

В нынешнем году на N + 1 уже рассказывали об исследованиях средневекового Новгорода. Тогда палеогенетики прочитали ДНК трех новгородцев из найденного в Юрьевом монастыре саркофага. Оказалось, что двое взрослых были мужчиной и женщиной, а похороненный вместе с ними ребенок — девочкой.

Смену власти в майяском городе отметили сожжением останков прежних правителей