Останки принадлежали людям, жившим в XII или XIII веке
Палеогенетики прочитали ДНК трех человек, останки которых несколько лет назад нашли в одном из саркофагов в Георгиевском соборе Юрьева монастыря. Исследователи подтвердили, что двое взрослых были мужчиной и женщиной, а погребенный вместе с ними небольшой ребенок — девочкой. Анализ митохондриальных геномов указал на то, что эти люди не могли быть родственниками по материнской линии. Кроме того, ученые обнаружили, что мужчина и девочка были носителями редких митохондриальных гаплогрупп, которые раньше на территории Древней Руси не встречались. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Краткие сообщения Института археологии.
В Великом Новгороде находится один из важнейших памятников древнерусской архитектуры — Георгиевский собор Юрьева монастыря. Этот храм заложили в 1119 году по заказу новгородского князя Всеволода (Гавриила) Мстиславича и при непосредственном участии игумена Юрьева монастыря Кириака.
С 2013 года внутри собора и за его пределами работает Новгородский архитектурно-археологический отряд Института археологии РАН. За это время исследователи успели сделать немало находок. Так, они обнаружили фрагменты фресок Георгиевского собора и церкви Благовещения на Городище, содержащие лицевую роспись и граффити XII–XIII веков, включая самую большую глаголическую надпись и фрагменты кириллических текстов. Также они нашли могилу архиепископа Феоктиста и раскопали каменные саркофаги домонгольского времени, в одном из которых, возможно, был похоронен посадник Мирошка Несдинич.
Татьяна Андреева (Tatiana Andreeva) из Университета «Сириус» совместно с коллегами провела палеогенетический анализ останков, найденных в Юрьевом монастыре в одном из каменных саркофагов (№ 11) в 2019 году. В этом качественно изготовленном саркофаге XII–XIII века исследователи обнаружили останки трех индивидов. Под покровом из бересты покоились в нетронутом положении кости взрослой женщины, прожившей более 50 лет, а также ребенка четырех—пяти лет. Ниже них располагались разрозненные останки еще одного индивида — мужчины старше 50 лет, кости которого переместили, чтобы похоронить женщину и ребенка.
На их костях исследователи не нашли маркеров стресса, травм или следов хронических инфекционных заболеваний. Это свидетельствует в пользу того, что, возможно, они умерли от острой скоротечной инфекции, не успевшей оставить следы на костях. Исследователи предположили, что все трое принадлежали к верхушке новгородского общества (а, возможно, и к одной семье), между похоронами которых прошло небольшое количество времени, но достаточное, чтобы тело мужчины успело превратиться в скелет.
Для исследования древней ДНК ученые отобрали костный порошок из корней зубов всех трех человек. Благодаря фрагментам ядерного генома, обнаруженным в образцах, исследователи подтвердили, что взрослые люди были мужчиной и женщиной, а также выяснили, что ребенок был девочкой.
В дальнейшем они сосредоточились на изучении митохондриальных геномов, которые указали на то, что эти люди не были родственниками по материнской линии, поскольку все они оказались носителями разных гаплогрупп. Так, взрослая женщина принадлежала к гаплогруппе I1a1a1, которая сегодня встречается в Европе, на Ближнем Востоке и в некоторых районах Африки. Однако больше всего она распространена в Иране и Турции (около 9,8 процента населения) и среди русинов из западной части Карпат (11,3 процента). Кроме того, эта гаплогруппа часто встречалась у скандинавов эпохи викингов.
Изучив другие древние митохондриальные геномы, исследователи нашли три последовательности, которые отличаются не более чем на одну—три замены. Носителями этих вариантов оказались индивид из древнерусского кургана, раскопанного в Вологодской области; человек, живший около 3200 лет назад, останки которого нашли на месте битвы у реки Толлензе; индивид эпохи викингов, останки которого раскопали на Готланде; человек, кости которого обнаружили в коллективном погребении XIII века в Ярославле. Исходя из этого, ученые предположили, что гаплогруппа I1a1a1, видимо, была распространена на территории Древней Руси.
Два других человека оказались носителями более редких вариантов, которые раньше на территории Древней Руси не встречались. Так, ребенок принадлежал к гаплогруппе H7b4, которая в целом очень редка как в древних, так и в современных популяциях. Больше всего (различия в одну замену) последовательность митохондриального генома девочки совпадает с геномом человека, найденного на территории Казахстана и жившего около 1728–1546 годов до нашей эры.
Мужчина же был носителем гаплогруппы W5a. Эта гаплогруппа встречалась среди древних европейцев, но не на территории нашей страны. Так, исследователи обнаружили в базе данных митохондриальные геномы людей эпохи неолита, медного и бронзового веков, останки которых нашли на территориях современных Польши, Чехии и Германии.
В прошлом году на N + 1 рассказывали, что в Новгороде обнаружили домонгольские фрески, сбитые со стен Георгиевского собора во время ремонта, проходившего в 1820-е годы. Богатую коллекцию находок исследователи сделали, когда заложили шурфы на территории монастырского газона.
Это всего вторая руническая надпись, найденная в этом городе
Археологи обнаружили во время раскопок на средневековом Немецком дворе в Великом Новгороде деревянный игрушечный меч, относящийся к концу XII — XIII веку. На этом предмете вырезаны восемь датских рун, которые предположительно переводятся как «целый год». Это всего лишь вторая руническая надпись, обнаруженная в Новгороде. Об этом сообщается в пресс-релизе Института археологии РАН.