В Новгороде отыскали домонгольские фрески из Георгиевского собора

Археологи обнаружили на территории Юрьева монастыря в Великом Новгороде фрагменты фресок из Георгиевского собора, о чем сообщается в пресс-релизе Института археологии РАН. Эти произведения монументальной стенописи были созданы еще в домонгольский период и были сбиты со стен во время ремонта, проходившего в 1820-е годы.

В Великом Новгороде находится один из важнейших памятников древнерусской архитектуры — Георгиевский собор Юрьева монастыря. Этот храм был заложен еще в 1119 году по заказу новгородского князя Всеволода (Гавриила) Мстиславича и при непосредственном участии игумена Юрьева монастыря Кириака. В 1120–1130-е годы Георгиевский собор украсили фресковой росписью (большая часть из нее была сбита во время ремонта в XIX веке), иконами и богослужебной утварью. Хотя в последующие столетия храм несколько раз перестраивался и достраивался, он сохранился до наших дней в очень хорошем состоянии.

С 2013 года внутри собора и за его пределами работает Новгородский архитектурно-археологический отряд Института археологии РАН. За этот период ученым удалось сделать множество находок. Так, они нашли фрагменты фресок Георгиевского собора и церкви Благовещения на Городище, содержащие лицевую роспись и граффити XII–XIII веков, включая самую большую глаголическую надпись и фрагменты кириллических текстов. В ходе этих работ исследователям также удалось обнаружить могилу архиепископа Феоктиста и раскопать каменные саркофаги домонгольского периода, в одном из которых, возможно, был похоронен посадник Мирошка Несдинич.

Новгородский архитектурно-археологический отряд под руководством Владимира Седова (Vladimir Sedov) из Института археологии РАН провел новые раскопки на территории Юрьева монастыря и обнаружил место, где залегали фрески XII века, сбитые со стен Георгиевского собора во время ремонта 1820-х годов. По словам Марины Вдовиченко (Marina Vdovichenko), на территории монастыря в прошлые годы регулярно находили отдельные фрагменты фресок, но обнаружить основную массу не удавалось. Однако в июле нынешнего года археологи заложили два шурфа на территории монастырского газона и в одном из них нашли слой строительного развала с кучей фрагментов фресок, на некоторых из которых видны целые лики или их части. Одна из ярких находок — это изображение лица молодой женщины, повернутое в три четверти. По словам Вдовиченко, этот артефакт оправдывает все усилия, предпринимаемые для извлечения фресок из земли.

Сообщается, что большая часть фресок во время ремонта XIX века стала основанием нового чугунного пола собора, из-под которого несколько лет назад археологи извлекли десятки тысяч фрагментов средневековой фресковой живописи. Находки представляют собой один из самых ранних примеров монументальной стенописи Северной Руси, поскольку раньше Георгиевского собора были расписаны лишь три христианских сооружения. В настоящее время ученым уже удалось получить некоторые результаты естественно-научного исследования фресок. Так, они определили основные пигменты и их состав, что в дальнейшем позволит выяснить, откуда произошли минералы для изготовления красок.

N + 1 регулярно рассказывает о находках, сделанных в Великом Новгороде. Так, в минувшем году археологам удалось обнаружить средневековые коньки, Немецкий двор, фундамент храма Бориса и Глеба и первую берестяную грамоту, найденную зимой. В текущем сезоне археологи успели сообщить о находках множества ценных артефактов, в том числе о золотой печати и пяти берестяных грамотах, в одной из которых упоминается лосось, форель и коробочка икры.

В Треблинке нашли могилы лагерной охраны