Археологи нашли в Новгороде фундамент храма Бориса и Глеба XII века и древние фрески

Российские археологи обнаружили в Великом Новгороде часть валунного фундамента древней церкви Бориса и Глеба, которую построили в Детинце в XII веке. Кроме того, исследователи нашли плоские и тонкие кирпичи византийского образца, фрагменты фресок XII и XV веков, а также западноевропейские монеты XI века. Результаты работы археологов представлены в пресс-релизе Института археологии РАН.

Самый древний храм в Новгороде и один из самых первых на Руси, поставленных во имя святых мучеников Бориса и Глеба, был построен в 1167–1173 годах купцом Сотко Сытиничем — вероятным прототипом былинного героя Садко. Церковь много раз горела, рушилась и перестраивалась. Окончательно ее разобрали после обрушения в середине XVII века. До наших дней сохранился лишь более поздний придел — маленький храм Андрея Стратилата.

На протяжении многих лет на месте церкви ведутся археологические работы. Ученые выяснили, что шестистолпный храм был построен по византийской технике, которая в целом характерна для Новгорода XII века. Они предполагают, что это сооружение не уступало по размерам Георгиевскому собору Юрьева монастыря. До сих пор остается неизвестным точный план храма, а также характер поздних перестроек.

Археологический отряд Института археологии РАН под руководством Владимира Седова (Vladimir Sedov) провел исследование участка в Новгородском кремле, на котором находилась церковь Бориса и Глеба, построенная в XII веке. Ученые раскопали западную часть храма, где обнаружили фрагмент стены, основания лопаток, каменных вертикальных тяг, членивших фасады и валунные фундаменты.

В ходе раскопок археологи нашли древние плоские и тонкие кирпичи (плинфа), изготовленные в домонгольскую эпоху. Из них был выложен первый ряд стеновой кладки, выравнивающий неровности валунного фундамента. Кроме них при строительстве использовались большие белокаменные блоки. Обнаруженная небольшая часть фундаментной ленты, направленной от западной стены в сторону северо-западного подкупольного столба, придавала зданию дополнительную прочность. Это позволяло строить храмы большой высоты.

Археологи отметили, что в летописях нет прямых свидетельств, что храм Бориса и Глеба был украшен росписью, но в ходе работ они нашли фрагменты древней штукатурки с красочным слоем — фрески. Ученые предполагают, что храм расписали дважды: первый раз во второй половине XII века, второй — в XV веке.

Под храмом археологи зафиксировали культурный слой, относящийся к XI веку. В нем нашли западноевропейские монеты той эпохи, а также несколько бытовых предметов. Кроме того, канавки от частоколов и следы распашки указали на то, что в этой части новгородского Детинца до строительства храма велась хозяйственная деятельность.

Ранее на N + 1 мы рассказывали о других археологических открытиях, относящихся к российскому Средневековью. Так, российские исследователи установили место, где в 1555 году разворачивалась Судбищенская битва между русским войском и крымской ордой, а также выяснили, что Александру Невскому принадлежит самая большая сохранившаяся коллекция печатей XIII века.

В Скандинавских горах вытаяли элементы узды эпохи викингов