Российские археологи обнаружили место Судбищенской битвы эпохи Ивана Грозного

Российские археологи установили место, на котором в 1555 году разворачивалась Судбищенская битва между русским войском и крымской ордой. После сообщений об обнаружении клубом подводного плавания древних предметов на дне реки Гоголь, археологи обследовали территорию, где было выявлено не менее 300 различных артефактов, в том числе более многочисленные наконечники стрел и монета времен Ивана Грозного. Они пришли к выводу, что здесь проходил один из заключительных этапов двухдневной битвы. О находке сообщил Институт археологии Российской академии наук и Государственный музей-заповедник «Куликово поле».

Судбищенская битва – это одно из самых известных сражений в российской истории в доромановское время. Она произошла 24–25 июня (по старому стилю) 1555 года в окрестностях урочища Судбищи на территории современной Орловской области между русским войском Ивана Шереметьева и крымской ордой хана Девлета I Гирея. Несмотря на численный перевес со стороны татар, русскому войску удалось удержать за собой позиции и вынудить Девлет I Гирея отступить в степи. По оценкам историков, в битве погибло около 5 тысяч русских и 15 тысяч татар. Это событие стало одним из важных шагов на пути к остановке набегов на русские земли со стороны Дикого поля.

Исследователи из Института археологии РАН во главе с Олегом Радюшом и Государственного музея-заповедника «Куликово поле» обнаружили на границе Тульской и Орловской областей в районе реки Гоголь место одного из этапов Судбищенской битвы. Территория, где произошло это событие, была локализована благодаря взаимодействию археологов двух научных организаций и участников клуба подводного плавания «ДИВО», которые в апреле 2021 года обследовали древние водные пути на реке Гоголь, протекающей в Ефремовском и Каменском районах Тульской области и Новодеревеньковском районе Орловской области. На дне реки дайверы обнаружили многочисленные наконечники стрел, наконечник копья и детали конской упряжи, о чем сообщили научному сотруднику Института археологии РАН Олегу Радюшу. Он смог установить, что это предметы вооружения времен Ивана Грозного.

Олег Радюш сообщил, что полевая экспедиция установила богатое на артефакты место сражения. Среди находок – более 150 наконечников стрел разных типов, обломок втулки от копья, свинцовые пули и картечины, обломок лезвия клинкового оружия, колчанный крюк, поясные накладки и подпружные пряжки, подковные гвозди, обломок обувных и конских подков, серебряная монета, отчеканенная до 1550 года. Вместе с переданными дайверами артефактами общее число находок составило более 300.

На месте обнаружения находок помощь в обследовании территории группе Олега Радюша оказали археологи из Государственного музея-заповедника «Куликово поле» во главе с Артемом Крухмалем. Ученые в конечном счете отметили, что в ближайшее время будут развернуты планомерные исследования. Полевые работы продолжатся изучением, реставрацией и подготовкой к публикации находок.

Это не первая новость за последнее время о серьезных открытиях в российской археологии. Так, мы сообщали, что ученые обнаружили среди коллекции Государственного исторического музея скипетры эпохи викингов, которые из-за ошибок реставраторов выдавались за другие артефакты.

51-летний норвежец обнаружил 1500-летний клад золотых украшений